Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А. Толстого, Гейне и некоторые — на собственные стихи. По содержанию романсы и песни Бородина весьма различны. Наряду с воплощением тонкой поэтичной лирики или напряженного душевного переживания ("Отравой полны мои песни ") для них характерны и образы могучей народной силы, молодецкая удаль ("Песня темного леса", баллада "Море"), глубокая мудрость сказочного повествования ("Спящая княжна"), а порой и живой, острый юмор. Бородин не стремился, подобно Даргомыжскому и Мусоргскому, передавать в музыке речевые интонации. Он брал за основу общее настроение стихотворения. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия. Большое художественное значение имеет и партия фортепиано, в которой нередко возникают отдельные образы поэтического текста.
Романс "Для берегов отчизны дальней" на стихи Пушкина был создан в 1881 году под впечатлением преждевременной смерти Мусоргского — верного друга Бородина.
Музыка романса передает чувство глубокой скорби, вызванное тяжелой утратой. В стихотворении Пушкина рассказывается о горечи расставания поэта с любимой, о том, что она звала его покинуть "мрачный край изгнанья", звала туда, где "небо вечно голубое", и о том, как безвременно она "заснула последним сном".
Печальный смысл этого стихотворения выражен в музыке просто и сдержанно. Следуя пушкинскому тексту, Бородин придал романсу трехчастное строение. Первая и третья части повествуют о прощальной встрече и смерти любимого человека. Музыка носит скорбный сосредоточенный характер. Вокальная партия изложена в напевнодекламационной манере. В ней преобладают в основном секундовые интонации, чередуемые с мягкими ходами на терцию. Впечатление душевной скованности усиливает фортепианное сопровождение. Мерно звучат диссонирующие аккорды в миноре, глухо и глубоко отзываются басы. Во всем оцепенение скорби, ощущение неумолимо надвигающегося несчастья:
В средней части, где говорится о несбывшихся надеждах на счастье и об ином, прекрасном крае, музыка временами как будто светлеет. Менее скованной становится мелодия. В ней появляются распевные мелодические обороты, ходы на широкие интервалы. Минорное звучание сменяется мажорным. Однако и здесь характер музыки остается печальным и сдержанным.
Завершается романс речитативной фразой на главном тоническом устое. В сочетании с диссонирующими аккордами сопровождения она придает музыке трагическое звучание.
Творчество Бородина — сокровище русской музыки. Оно не так велико по количеству написанных произведений, но охватывает почти все музыкальные жанры. Наряду с глубоким претворением мелодического склада русской народной музыки важное место в творчестве Бородина заняли интонации Востока. Композитор с интересом изучал подлинные восточные напевы, используя их выразительные особенности так же любовно, как и русские. Своеобразие музыкального фольклора восточных народов вдохновляло Бородина на создание ярких образов.
Традиции Бородина нашли свое продолжение в симфониях Глазунова и отчасти Калинникова. Среди его последователей в XX веке можно назвать Прокофьева, Шапорина, Свиридова.
Основные произведения
Опера "Князь Игорь", операфарс "Богатыри"
Три симфонии (третья не окончена), симфоническая картина "В Средней
Азии" Квинтет для струнных с фортепиано, два струнных квартета, "Маленькая
сюита" для фортепиано 16 романсов
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Романсы и стихи Бородина. Поищите еще с сайта похожие.