А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русская поэзия «серебряного века» - сочинение





Русская поэзия «серебряного века» занимает значительное место в школьных программах по зарубежной литературе. Уроки, посвященные этой теме, вызывают живой интерес у учащихся. Однако ученики, преподающие этот предмет, испытывают определенные трудности, связанные прежде всего с недостаточным количеством методических материалов и текстов изучаемых произведений. Я попробую предложить сочинение по изучению поэзии «серебряного века», которые в школьной практике получили название нестандартное произведение. Сочинение — литературный салон, Сочинение — литературно-психологическое исследование, Сочинение — сатирический дневник и другие должны помочь сделать занятия по литературе новаторскими, эвристическими, побудить учащихся к творчеству, научить их глубоко проникать в ткань поэтических произведений.
Я разделяю точку зрения известного литературоведа Ю. М. Лотмана, который рекомендовал преподавателям литературы стремиться разнообразить формы уроков, избегать шаблонных («традиционных») методов преподавания, искать приемы, соответствующие конкретной теме, конкретному творческому наследию.

Предлагаемые материалы по изучению творчества поэтов «серебряного века»: К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Хлебникова, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Саши Черного — могут стать отправной точкой для изучению зарубежной литературы в собственном творческом поиске, в разработке авторских уроков. Авторы надеются, что материалы пособия заинтересуют и преподавателей вузов, где готовят учителей-словесников и студентов-филологов.

Предлагаем сценарий сочинения. Конец XIX — начало XX века в России вопреки социальным кризисам и потрясениям проходил под знаком бурного развития литературы и искусства. Одно за другим появлялись новые направления и течения, «приносимые западноевропейским ветром» из Франции, Италии и других стран, в которых часто бывали представители русской художественной интеллигенции. Разумеется, в России эти модернистские течения имели несколько иные формы. Под влиянием русской национальной идеи и философии их содержание видоизменялось, приобретая яркий самобытный характер.
Символисты. Примером может быть рождение и развитие русского символизма. Своим появлением он обязан французскому, основанному на западноевропейской идеалистической философии и избравшему основным художественным средством выражения символ. Поборники нового французского искусства считали, что только при помощи символов можно воспроизвести таинственные, сугубо индивидуальные представления поэтов (и музыкантов) о непознаваемых и неосознанных до конца явлениях бытия. Поэзию и музыку символисты называли высшей формой постижения вселенских тайн, а символы — совершеннейшим воплощением идеи. Цель искусства французские символисты видели в воссоздании неувядающей красоты, которая поможет явиться миру Идее Добра. Огромное значение они придавали музыкальности стиха, ритмомелодике, звукосимволизму, игре ассоциаций, таинственной смысловой модуляции. В поэтическом манифесте французских символистов Поль Верлен призывал:

• Так музыка же вновь и вновь!
• Пускай в твоем стихе с разгону
• Блеснут в дали преображенной
• Другое небо и любовь.
• Пускай он выболтает сдуру
• Все, что впотьмах, чудотворя,
• Наворожит ему заря...
• Все прочее — литература...
• Искусство поэзии
• (Перевод Б.Пастернака)
•


 
Стихи Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме и других французских символистов оказали сильное воздействие на умы русской художественной интеллигенции, послужили толчком к зарождению русского символизма. Но решающими факторами, повлиявшими на его формирование, стали философия и поэзия русского мыслителя В.Соловьева. В его учении значительную роль играли образы, характерные для христианского сознания и влияющие на духовное возрождение человечества, его стремление к новой жизни. Соловьев провозгласил, что старый мир, погрязший в грехах и пороках, изменивший Божественной правде, заканчивает свое существование. Грядет предсказанная в Апокалипсисе «эра Третьего Завета», когда на земле воцарится истинная справедливость и христианская любовь. Центральный образ философии и поэзии Соловьева — Мировая Душа, понимаемая как «единая внутренняя природа мира», присутствующая незримо во всех явлениях бытия. Мировая Душа призвана спасти земной мир и духовно возродить человечество. Идеи русского философа положительно повлияли на творчество многих поэтов и, прежде всего, на поэзию Д. Мережковского, 3. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Блока, Андрея Белого, И. Анненского, Вяч. Иванова, М. Волошина. Следует отметить, что соловьевская философия в творчестве поэтов-символистов часто толковалась весьма субъективно. Так, А. Блок в своей лирике по существу разрабатывал лишь одну тему Соловьева — тему Мировой Души, или Вечной Женственности, приобщающей поэта к «всемирной жизни». В поэзии А. Блока соловьевский образ, варьируясь, предстает то в образе Прекрасной Дамы, то Девы-Зари-Купины, то Владычицы Вселенной, то Таинственной Девы. Порой блоковская интерпретация достигает той грани, когда мистическому образу придаются невольно «земные черты»: • Вхожу я в темные храмы. • Совершаю бедный обряд. • Там жду я Прекрасной Дамы • В мерцанье красных лампад. • В тени у высокой колонны • Дрожу от скрипа дверей. • А в лицо мне глядит, озаренный, • Только образ, лишь сон о Ней. • О, я привык к этим ризам • Величавой Вечной Жены! • Высоко бегут по карнизам • Улыбки, сказки и сны. • О, Святая, как ласковы свечи, • Как отрадны Твои черты! • Мне не слышны ни вздохи, ни речи, • Но я верю: Милая — Ты. К концу первого десятилетия XX века наметился кризис символизма. В докладе «Заветы символизма» Вяч. Иванов признавал: «Исторической задачей символической школы было раскрыть природу слова, как символа, и природу поэзии, как символику истинных реальностей. Не подлежит сомнению, что эта школа отнюдь не выполнила своей двойной задачи». Стан символистов начинают покидать те, кто почувствовал, что в абстракциях и отвлеченностях часто теряется идея возрождения человечества, собственно во имя которой и создавалась символистская поэзия. Среди этих поэтов был и А. Блок, обративший свое внимание на «земной мир», наполнявший свою поэзию реальностью, повседневностью. Начались разногласия не только между поэтами-символистами, но и между теоретиками течения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русская поэзия «серебряного века». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Русская поэзия «серебряного века»
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Русская поэзия «серебряного века», Другие сочинения по современной литературе