А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сатира в философской сказке Ф Искандера "Кролики и удавы" - сочинение

Человек входит в мир литературы в раннем детст­ве, уже в этом, довольно неосознанном возрасте, опре­деляя для себя те или иные приоритеты. Через нашу жизнь проходят самые разные писатели и произведе­ния, но лишь немногие из них становятся по-настоя­щему любимыми, вызывающими желание обращать­ся к ним снова и снова. Такой книгой для многих ста­ла философская сказка Фазиля Искандера «Кролики и удавы», полная искрометного юмора и глубокого философского смысла.

Некоторые критики называют эту сказку антиуто­пией, но это не совсем верно, ведь антиутопия — это отображение непредвиденных последствий, которые могут возникнуть в обществе, слепо воплощающем утопические идеи. То есть, это изображение предпо­лагаемого идеального общества, попавшего в ловуш­ку своих идеалов. В «Кроликах и удавах» же перед нами предстает вполне реальная картина жизни об­щества, правда замаскированная под фантастический мир неких удавов и кроликов. Этот прием использо­вался многими писателями 70-х годов, произведения которых рассказывали об отрицательных сторонах жизни советского общества или содержали в себе кри­тику общественно-политического устройства страны. Родоначальником подобного жанра был еще Салты­ков-Щедрин с его «Сказками», где под видом живот­ных скрывались реальные типы и характеры.

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион­но поедают кроликов, кролики принимают это как данность,   считая,   однако,   несправедливостью,   а  обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон­ней   позиции.   Изображая   два  таких,   на   первый взгляд, разных общества, писатель показывает не­ожиданный их симбиоз: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го­воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива­ется, и те и другие представляют собой модель тотали­тарного идеологизированного общества со всеми со­путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая­чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво­бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро­ликов и удавов наполнена бесконечными предатель­ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва­ясь на их месте, причем, «...любой преданный преда­тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре­дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер­шению заложенных в ней возможностей».



























 
Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «...их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли­ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму­щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его». «Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо­минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре­увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше­гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на­шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс­ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо­том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу­ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное. Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са­тирическим произведением, ведь темы, затрагивае­мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу­щенным» , судьба личности, восставшей против обще­ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сатира в философской сказке Ф Искандера "Кролики и удавы". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Сатира в философской сказке Ф Искандера "Кролики и удавы"
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Сатира в философской сказке Ф Искандера "Кролики и удавы", Другие сочинения по современной литературе