А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей) (вариант 2) - сочинение




Уже в годы Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии. Их авторы, преодолевая очерковую краткость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или современниками которых они стали. Так постепенно в советской литературе появилось очень мощное и сильное направление "военной прозы". Этот феномен имеет и определенное психологи ческое объяснение: уходившие 18-20-летними, солдаты возвращались после войны, неся тяжкий груз потерь, ран и бремя знания о том, сколько может перенести человек в своем мужестве и как легко он может перестать быть человеком в своей жестокости. Мы рассмотрим тему войны на примере эпопеи В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

Война, Сталинградская битва-лишь одна из составляющих этого грандиозного произведения, хотя основное действие разворачивается именно в 1943 году и судьбы большинства героев так или иначе оказываются связанными с событиями, происходящими вокруг города на Волге. Изображение немецкого концлагеря в романе сменяется сценами в застенках Лубянки, а описание руин Сталинграда - лабораториями эвакуированного в Казань института, где физик Штрум бьется над загадками атомного ядра. Однако не "мысль народная" или "мысль семейная" определяют лицо произведения - и в этом эпопея Гроссмана уступает шедеврам Л. Толстого и М. Шолохова. Писатель сосредото чен на другом: предметом его размышлений становится понятие свободы, о чем свидетельствует уже само заглавие романа. Судьбе, как власти рока или обстоятельств, довлеющих над человеком, Гроссман противопоставляет жизнь как свободную реализацию личности даже в условиях абсолютной несвободы. Писатель убежден, что можно своевольно распоряжаться жизнями тысяч людей, по сути оставаясь рабом вроде генерала Неудобнова или комиссара Гетманова. А можно непокоренным погибнуть в газовой камере концлагеря: так гибнет военврач Софья Осиповна Левинтон, до последней минуты заботясь лишь о том, чтобы облегчить мучения мальчика Давида.

 
Один из самых ярких эпизодов романа - оборона дома шесть дробь один группой солдат под командованием капитана Грекова. Перед лицом неминуемой смерти герои обрели высшую степень духовной свободы: между ними и их командиром установились столь доверительные отношения, что они безбоязненно ведут споры по самым болезненным вопросам того времени: от большевистского террора до насаждения колхозов. И последний свободный поступок капитана - из обреченного дома он отсылает с поручением небезразличную ему самому радистку Катю и Сережу Шапошникова, спасая тем самым любовь совсем юных защитников Сталинграда. Николай Крымов - герой, занимающий центральное место в системе персонажей романа, - получил приказ "ра зобраться на месте" с царящей в доме Грекова вольницей. Однако ему нечего противопоставить услышанной здесь правде, кроме подлого доноса, который он пишет на уже погибших защитников дома. Впрочем, образ Крымова не столь однозначен: в конце концов он сам оказывается жертвой той системы, служа которой не раз был вынужден добровольно, а то и скрепя сердце идти против собственной совести. Подспудная мысль Гроссмана, что источник свободы или несвободы личности находится в самой личности, объясняет, почему обреченные на смерть защитники дома Грекова оказываются намного более свободными, чем пришедший судить их Крымов. Сознание Крымова порабощено идеологией, в каком-то смысле он "человек в футляре", пусть и не столь зашоренный, как некоторые другие герои романа. Еще Достоевский показал, насколько трагическими оказываются последствия той победы, которую одерживает в сознании человека мертвая теория над живой жизнью. Но по-настоящему резкое неприятие Гроссмана вызывают герои, чья безжалостность к людям проистекает не из верности устоявшимся убеждениям, а из отсутствия таковых. Именно таков в романе комиссар Гетманов-бездарный воена чальник, но талантливый выявитель "уклонистов" и автор многочисленных доносов. Ключом к авторскому пониманию войны в романе является парадоксальное на первый взгляд утверждение о Сталинграде: "Его душой была свобода". Эта война пробудила в народе сознание собственного достоинства. И не вина, а беда народа в том, что деспотичная власть, обнаружив собственное бессилие справиться с пробуждением национального сознания, поспешила поскорее поставить его себе на службу - и, как всегда, извратила и умертвила живой дух патриотизма. В. Гроссман пытается разъяснить, что преданность родине таких героев, как Греков, Ершов, толстовец Иконников, уничтоженный немцами за отказ строить лагерь смерти, не имеет ничего общего с национал-шовинизмом Гетманова или же генералапалача Неудобнова, заявившего: "В наше время большевик прежде всего - русский патриот". Ведь тот же Неудобнов до войны собственноручно выбивал на допросах зубы тем, кого подозревал в пристрастии ко всему национальному в ущерб проповедуемому большевиками интернационализму. Никакая внешняя принадлежность - классовая или национальная, по Гроссману, не зависит от воли человека и потому не она определяет истинную цену личности. Ее определяет способность человека на подвиг или на подлость, поскольку именно в этом случае можно говорить о свободе или несвободе. Таково изображение Великой Отечественной войны в романе "Жизнь и судьба" В. Гроссмана.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей) (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей) (вариант 2)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей) (вариант 2), Другие сочинения по современной литературе