А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант) - сочинение

Человека не может не занимать природа; он связан с ней тысячью нерасторжимых нитей.

И. С. Тургенев

Я связь миров, повсюду сущих. Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих.
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Я царь - я раб - я червь - я бог! 

так еще в XVIII веке поставил проблему “Человек и природа” русский поэт Г. Р. Державин в оде “Бог”.

Не то, что мните вы, природа: .
Не слепок, не бездушный лик 
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык, - , 

так в XIX веке вторил ему Ф. И. Тютчев, по-своему откликнувшись на эту проблему.

Для русской литературы XIX века вопрос о значении природы в жизни человека стал одним из главных, потому что уже тогда стало ясно, что без определения своего места в мире, без осознания своего отношения к природе человечество не сможет существовать. В начале 60-х годов XIX века Тургенев устами своего героя Базарова выразил позицию “нового человека”, героя своего времени, стремящегося занять ведущее место в общественной жизни страны: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Так что же такое человек - часть природы или царь ее? Какое влияние оказывает на него природа и каково должно быть его влияние на нее? - вот вопросы, которые волновали величайших художников слова: Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Тютчева, Гончарова и Толстого.

Пушкин считал, что жизнь природы подчинена законам Бытия, и жизнь человека (его приход, расцвет, уход) зависит от них (вспомним, что в романе “Евгений Онегин” жизнь рассчитана по календарю. У Пушкина так, как в Библии, - всему свое время). Всем известны строки из философской лирики: 

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть.
И равнодушная природа
Красою вечною сиять. 

Природа в изображении Пушкина может поражать своей красотой, восхищать, но сама она остается равнодушной к надеждам, несчастиям, страстям человека - ничто не может поколебать ее величественный вечный покой. Такой предстает она в поэме “Полтава”.

Герой поэмы Кочубей, восставший против власти Петра, ожидает казни, он погружен в размышления о жизни и смерти, но его мятежная душа не находит ни отклика, ни сочувствия.

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь



 
Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет. И старый замок озаряет. И тихо, тихо все кругом. Размышлением о вечной жизни природы, равнодушной к человеку, к его страданиям и счастью, закончил роман “Отцы и дети” И. С. Тургенев. “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” В то же время Тургенев показал и тесную связь природы с внутренним миром человека. “Обаяние летней ночи охватило его [Лаврецкого]. Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь”. Еще более сложными и многообразными представляются взаимоотношения человека и природы Толстому. Человек иногда, в лучшие минуты жизни, освободившись от условностей, навязанных ему обществом, и приблизившись к естественной жизни природы, ощущает свое единство с ней. Особенно сильно это чувство проявляется тогда, когда человек находится на грани жизни и смерти. Вспомним образ неба в “звездные” минуты жизни любимых героев Толстого. В страдающем от боли князе Андрее картина бескрайнего звездного неба пробудила то честное, справедливое, благородное, что свойственно роду Болконских. “Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему”. В Наташе общение с природой вызвало к жизни способность безудержно отдаваться чувствам, которая свойственна Ростовым. “Наташа... визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен... что все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. Чувство восторга Наташи перед красотой природы иначе выражено в сцене лунной ночи. “Да ты посмотри, что за прелесть!.. - сказала она [Наташа] почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... Нет, ты посмотри, что за луна!.. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы”. По словам Г. В. Плеханова, Толстой любил только такие виды природы, которые пробуждали в нем сознание его единства с нею, “в душе его жило языческое сознание своего единства с природой”. Общение с живой природой - счастье для человека, поэтому, по мнению Толстого, его достойны лишь чистые, способные чувствовать люди, не чуждые “простоты, добра и правды”. Тот, кого не трогает вся невыразимая, непостижимая глубина природы, кто лишен дара понимать ее, несчастен. О таких чуждых природе людях, ужасаясь, писал и Тютчев: . Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах. Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах. Увы, души в них не встревожит И голос матери самой. Через все творчество Толстого проходит противопоставление естественности и гармонии природы неустроенности социальной жизни. Люди, по мнению Толстого, живут по законам, “противным” человеческой природе. Это ощутил в первом сражении Николай Ростов, увидевший в ту минуту, когда упал раненый гусар, и глубокое, спокойное голубое небо, и ласково-глянцевито блестевшие воды Дуная, и залитые туманом сосновые леса. “Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, - думал Ростов. - Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдание, страх и эта неясность, эта поспешность...” С возмущением и скорбью пишет Толстой о зле, которое несет человек природе. Вспомним описание Бородинского поля до и после сражения. “Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму... За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря”. - “Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?” Ничего нет на свете прекраснее, как проснуться ясным летним утром и увидеть безбрежное голубое небо и услышать пение птиц. На память приходят тогда прекрасные слова, которые сказали о русской природе любимые поэты и писатели, вспоминаются и любимые литературные герои, чьи образы авторы тесно связали с картинами природы. И особенно остро чувствуешь, как необходимо гармоничное единство природы и человека. Завтра встану и выбегу жадно Встречу первому солнцу лучу. Вся душа встрепенется отрадно И мучительно жить захочу. Н.А.Некрасов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант), Другие сочинения по современной литературе