ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант) - сочинение
Молочный брат листвы и трав, Глядишься в зеркало природы, В ее лице свое узнав.
А. Тарковский
Один из героев романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” утверждал, что “природа не храм, а мастерская”, тем самым обесценивая мир природы. Но то, что Базарову представлялось мастерской, на самом деле - неизведанная Вселенная, а мы являемся всего лишь частью ее: частью русских просторов и полей, воспетых еще в былинах, необъятного неба над головой князя Андрея, песчинкой той мрачной пустыни, в которой Пушкин обрел дар пророка.
Взаимоотношения человека и природы не так просты и однозначны. Для нас родная земля - и добрый друг, который может стать ближе матери, и в то же время неудержимая стихия, несущая разрушения и бедствия.
Через природу, взаимосвязь с ней человек познает жизнь и самого себя, открывает вечные истины. Именно поэтому вопрос о взаимоотношениях человека и природы давно волновал поэтов и писателей. Эта тема звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева... Но прежде всего русскую литературу мы связываем с именем А. С. Пушкина. С детства нам знакомы строчки любимых стихов: “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...” Читая произведения о природе, поначалу представляешь лишь листья золотые да “непокорную волну”. Но позже, вновь и вновь перечитывая все те же стихи, познаешь, какой глубокий философский смысл скрыт в них.
Во многих стихотворениях Пушкина поэт и человек слиты воедино в лирическом герое. Природа для него - макрокосм, в котором возможна гармония с окружающим миром, где герой забывает “песни муз” и где “моря сладкий шум” ему милее. Когда человек остается наедине с природой, он открыт всему миру, душа его и мысли светлы.
В миг соединения с природой приходит вдохновение - дар свыше, “душа стесняется лирическим волненьем”. Так, например, в стихотворении “Редеет облаков летучая гряда...” герой обращается к печальной звезде:
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне...
В стихотворении “Осень” процесс творчества изображается на фоне смены времен года. Любое изменение в природе, будь то окончание лета, приход осени, наступление зимы, неизменно влечет за собой глубокие перемены в душе человека. Любимое время года дарит поэту особое вдохновение:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Жизнь природы - движение, в котором вечно друг друга будут сменять времена года. Человек в минуты вдохновения - оживший корабль, готовый к долгим странствиям. “Куда ж нам плыть?..” И нет и не будет конца этому движению человека бок о бок с природой.
В своих волнениях и тревогах мы неизменно обращаемся к природе, находя в ней или покой, или новую страсть. Так, Пушкин, охваченный стремлением к свободе, ощущает родство с морской стихией:
Ищу стихий других, земли жилец усталый;
Приветствую тебя, свободный океан.
В любовной лирике поэта вновь звучит тема единства человека и природы. Возлюбленная героя предстает перед ним в окружении птиц, среди утренней росы, в пучине океана.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!..
Жемчужина пушкинской лирики - стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла...”. Любовь и южная ночь рождают умиротворенность души, озаренной светлой печалью.
Во взаимоотношениях человека и природы порой наступают моменты, когда она перестает быть таинственным и огромным миром, становясь близким тебе существом. В стихотворении “К морю” герой обращается к “свободной стихии”, словно к другу, способному разделить его волнения:
Как друга ропот заунывный.
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз...
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя...
Человек и природа нераздельно связаны друг с другом. В моменты грусти героя сникает листва, утихают шумные воды; уныния его “ничто не мучит, не тревожит...”. Но как поднимают настроение “мороз и солнце!”. Как радостно и светло становится на душе! Не только радость, но и смутные сомнения и страхи рождает природа в душе человека. Единство сохраняется, приобретая новые оттенки. В стихотворении “Бесы” вихри метели, витающие во мраке ночи, луна-невидимка заставляют героя рисовать в воображении пляску бесов, вызывают предчувствие неминуемой беды, гармонируя с настроением поэта:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
В споре о вечном и тленном природа берет верх над человеком, и он, сознавая ее величие и бессмертие, преклоняется перед ней:
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
С этими строками перекликается финальная строфа стихотворения:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
“Торжественный покой” бережет у Пушкина вольный дуб, символизирующий мощь и силу, могущество и достоинство. Образ этот будет унаследован Лермонтовым, стремящимся обрести покой под сенью вечно шумящего древа. Однако “равнодушная природа” в его стихах станет ближе к человеку, не теряя своего величия.
Образы природы: и “холм лесистый”, и “нивы златые”, и “три сосны” в стихотворении “Вновь я посетил...” - рождают в душе героя светлые воспоминания и философские размышления о смысле жизни. Обращаясь к младой роще, к незнакомому племени, которое в будущем должно сменить его поколение, поэт верит:
...Внук
Услышит ваш приветный шум...
И обо мне вспомянет.
Тема взаимоотношения человека и природы в творчестве Пушкина не исчерпывается лирикой поэта и находит отражение в его романе “Евгений Онегин”. Здесь автору важно показать через взаимосвязь героев с природой их внутренний мир.
Тихая и робкая Татьяна...
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод...
Для героини природа являлась и домом, и другом. И так же, как белый снег зимой, Татьяна была чиста душою. Впоследствии именно нравственность, истоки которой в общении с природой, помогла героине противостоять светской пошлости.
Онегин, воспитанный высшим обществом, далек от миропонимания Татьяны. Картины природы наводят скуку на него, чужды его душевному складу:
Два дня ему казались новы,
Уединенные поля.
Прохлада сумрачной дубровы.
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон...
Онегин не чувствует единства и гармонии с природой. Жестокая плата за это - внутреннее опустошение.
Полноправным героем романа является сам автор, и поэтому гибель Ленского - это не просто смерть одного из персонажей. Прощаясь с юным поэтом, Пушкин расстается со своей молодостью, с грустной улыбкой подчиняясь общему закону жизни. Зимняя природа в сцене дуэли вторит его чувствам. Вновь ярко ощутима гармония окружающего мира и человека в их обоюдных волнениях и страстях.
Мотив единства человека и природы - один из ведущих в пушкинском творчестве. На первый взгляд, это можно объяснить жизненными обстоятельствами: несколько лет прожил поэт в тесном общении с природой. Сколько сокровенного в строках: -о
Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала столько раз!
Однако человек и природа изначально едины. Мы дети Великой Матери, но часто забываем об этом. Пушкин возвращает Человека к вечной истине, объясняя нам самих себя.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант). Поищите еще с сайта похожие.