А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
“ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ” (Е Евтушенко) - сочинение



Русская литература никогда не была только искусством. Поэты и писатели ощущали себя пророками, обличителями пороков общества и отдельных его представителей, борцами за “высокие нравственные идеи”. Особенно ярко это нашло свое отражение в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В своих произведениях эти авторы подробно изучают внутренний мир людей, пытаются разобраться в сложных человеческих отношениях. Толстой и Достоевский доказывают, что люди, не имеющие высоких нравственных идеалов, не способны к духовному развитию. Таких персонажей писатели приводят или к смерти, или к краху всех их начинаний.

По мнению авторов, жить в человеческом мире, духовно совершенствоваться способны лишь те люди, которые строго соблюдают высокие нормы нравственности. Только такие герои могут любить по-настоящему. Только они способны познать истину.

Особенно ярко эти идеи нашли свое отражение в романах “Преступление и наказание” и “Война и мир”. В произведении Ф. М. Достоевского главный герой, Родион Раскольников, преступил основные нравственные законы жизни. Он попрал все моральные принципы ради того, чтобы возвыситься над людьми, стать вершителем их судеб. “Я захотел осмелиться...” Но сам Родион не осознавал своей трагедии. Раскольников был ослеплен идеей, как облагодетельствовать человечество: “Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству...” Но он сам не заметил, как произошла подмена цели. На самом деле Раскольников хотел попробовать и узнать: “Тварь ли я дрожащая, или право имею...” На протяжении всего романа автор спорит с Раскольниковым, с его, наполеоновской идеей сильной личности, вседозволенности. Достоевский доказывает главному герою, что даже самое жалкое существо имеет право на жизнь, что нельзя руководствоваться только личными интересами, что, живя для себя, человек не может принести счастья другим. После совершения преступления Раскольников начинает испытывать душевные муки. Он не может забыть о содеянном. Это происходит потому, что у главного героя сохранилось еще такое человеческое качество, как способность к состраданию. Раскольников помогает пьяной девочке, глубоко переживает известие о замужестве сестры. А другой персонаж этого произведения, Свидригайлов, не испытывает душевных мук. Он совершил убийство, изнасиловал девочку, но смог простить себе это. Свидригайлов простил себе свои грехи, но даже он не живет счастливо. Его мучает страшное одиночество, пустота, которые доводят его до самоубийства. В романе Ф. М. Достоевского существует еще один персонаж, живущий только для себя, - Лужин. Его интересует только он сам. Ему нет дела до чужих проблем. Даже совершая, на первый взгляд, благородный поступок, женясь на Дуне, он преследует корыстную цель - распоряжаться женой, как ему захочется. Этот человек никогда не сделал ничего хорошего другим.

Лужин чем-то напоминает доктора Старцева из рассказа А. П. Чехова “Ионыч”. Оба эти персонажа преследуют одну цель - накопить капитал. Приобретая богатство, они оба теряют в себе человека. Если принципы Лужина могут привести в конце концов к теории Раскольникова о праве на преступление, то та же теория в своем развитии неминуемо должна будет выродиться в свидригайловщину, привести к полному моральному разложению личности.

 
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” мы тоже можем встретиться с людьми, для которых личное благо важнее всего. Одним из них является Наполеон. Этот человек поставил себе целью мировое господство и движется к нему, не считаясь ни с чьими интересами. Этот человек лицемерен, лжив, труслив Его духовное развитие .остановилось. Наполеон бросает армию, войска, чтобы спасти себе жизнь. Он страшен в своем стремлении к личному благополучию, потому что бросает в бой, на смерть целые народы! Но своей цели он не достигает. Все начинания Наполеона провалились. Этим автор доказывает направленность наполеоновских жизненных идеалов, показывает, что все начинания обречены на провал, а человек, принявший такую мораль, приходит к духовной смерти. Таким образом, можно сделать вывод, что жить, руководствуясь принципами личной выгоды и вседозволенности, нельзя, так как это путь к духовной деградации. По мнению писателей, только глубоко верующие, высоконравственные, добрые люди способны творить в этом мире; духовный рост возможен лишь тогда, когда человек отречется от всего личного, когда перестанет думать только о себе. Потому только через покаяние и осознание корыстности своих целей возможно возрождение Родиона Раскольникова и Андрея Болконского. Князь Андрей преклонялся перед Наполеоном. Он видел в нем великого человека. “Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку...” Раненый Болконский видит только ничтожного, мелочного человека, который был его кумиром, на фоне высокого неба, олицетворяющий тот идеал, к которому должны стремиться все люди. Болконский осознает всю порочность своих идей и отрекается от них. “Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы... в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом...” С этого момента начинается его долгий путь к духовному выздоровлению. А для Раскольникова он начинается лишь в эпилоге романа. “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека...” Но оно не было бы возможным без помощи Сони Мармеладовой. Она помогает Раскольникову духовно возродиться, она следует за ним повсюду, она жертвует собой, своими интересами ради него. Соня - олицетворение “высокой нравственной идеи”, душевной силы и красоты в романе “Преступление и наказание”. Вся ее жизнь направлена на то, чтобы помогать окружающим ее людям. Она продает себя, но на эти деньги живет ее семья, она едет за Раскольниковым на каторгу, чтобы помочь ему. Таким образом, можно сказать, что Соня - идеал автора. Она смогла выжить в этом мире благодаря своей глубочайшей вере, жертвенной любви, благодаря своей идее всепрощения. В романе “Война и мир” идеалом для автора является семья Безуховых. Пьер Безухое, чистый, добрый, открытый человек, напоминающий иногда ребенка, не имеет никаких корыстных целей. Он никогда не действует ради собственной выгоды, он никогда не причинил никому зла. Пьер стремится видеть в людях только хорошее. Он даже в Наполеоне нашел хорошее качество - служение идее: “Я вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке”. Но вскоре он расстался с идеей величия души Наполеона. Пьер остается в Москве, чтобы убить французского императора, так как понимает, что Наполеон несет только зло. В плену Безухов встречается с Платоном Каратаевым, который помогает ему выжить в очень суровых условиях. Общение с Каратаевым возвращает Пьера к жизни, он находит “согласие с самим собой”. Безухов научился любить жизнь по-настоящему. Он понял, как важно сохранить независимость нравственного состояния от внешних условий жизни и спокойствие духа, несмотря ни на какие удары судьбы. “Чистым” называет его Наташа Ростова - это идеал женщины для Толстого. Она любит всем сердцем окружающий ее мир. Наташа живет только чувствами. Она постоянно ощущает потребность кого-то любить, поэтому, когда князь Андрей уезжает от нее, Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. В конце романа мы видим, что Наташа полностью растворена в своем муже: она думает только о Пьере и семье, никаких мыслей о себе, только о муже и детях. Кроме того, Наташа - человек с сильно развитым чувством патриотизма. Когда французы подошли к Москве, она настояла на там, чтобы ее семья оставила свое имущество и отдала подводы для раненых. Нравственность, внутренняя порядочность, доброта, любовь, народное чувство, которое Наташа носит в себе, помогают ей и Пьеру выстоять, вынести тяжелые испытания. “Высокой нравственной идеей” отмечены произведения и других русских писателей: Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. М. Горького. Все они призывали к служению общественному долгу, к служению Родине, к свободе, к духовности, к высоким жизненным идеалам. Эти писатели и поэты внесли большой вклад в развитие литературы. Поэтому русская литература не имеет себе равных в мире до сих пор.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме “ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ” (Е Евтушенко). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > “ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ” (Е Евтушенко)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему “ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ” (Е Евтушенко), Другие сочинения по современной литературе