А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Нет рано чувства в нем остыли » (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина «Евгений Онегин») (вариант 2) - сочинение

«Евгений Онегин» — роман о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, просвещении и искусстве, о духовных исканиях лучших людей, о ее прошлом, настоящем и будущем. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания — жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIX века, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народной культуры, от национальных корней. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю «от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.

Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин — вот что привлекает главного героя романа. Так он прожил почти восемь лет. Но Онегин умен от природы и стоит значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, «русская хандра им овладела». Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому «ничего не вышло из пера его». Онегин начинал читать: «читал, читал, а все без толку». В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности: В своей глуши, мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил... И раб судьбу благословил.

Но и эта деятельность — от скуки, «чтоб только время проводить», не захватила Онегина. И он снова был охвачен хандрой, разочарованием в целях и образе жизни. Потому и интересен нам Онегин, что его разочарование — это «хандра» целого поколения замечательной дворянской молодежи. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового»в его сознании, сопоставляя с другими героями романа — Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Иное измерение противоречивого характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам. Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое развращенной моралью светского времяпрепровождения проснулось в душе Онегина: Мне ваша искренность мила, Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Но безразличие к жизни, разочарование в ней, «желание покоя», равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды одухотворенностью, интеллектуальностью и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом. Их дружба, как мы знаем, закончилась трагически. В пушкинском романе понять «разочарованного героя» Евгения Онегина нельзя без внимания к личности автора. Начнем с того, что это роман в стихах. Форма всякого романа вообще условна. О событиях, совершающихся в течение ряда лет, мы можем узнать в течение нескольких минут, и, наоборот, в том, что произошло за несколько минут, мы можем читать на многих страницах, потратив на это часы и часы. Тем более условна форма романа в стихах, когда и герои, и автор говорят и думают стихами. В стихотворном поэтическом произведении сильнее, чем в прозе, сказывается личность автора, ибо поэзия требует яркой оценки, краткого и точного выражения мыслей и чувств.

Сам образ разочарованности порой принимает в «Евгении Онегине» ироничную форму. Вот как пишет об этом Пушкин в отрывках из «Путешествия Онегина»:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи




 
Да пруд над сенью ив густых, Раздолье уток молодых; Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака. Мой идеал теперь — хозяйка, Мои желания — покой, Да щей горшок, да сам большой. Личность автора сказалась в выборе темы, сюжета произведения, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования (лиричном, ироничном и т. п.). Автор оценивает определенные сюжетные ситуации (письмо Татьяны, встреча Татьяны с Онегиным, дуэль и т. д.), прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателем мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Онегиным, предлагая прочитать имеющееся у него письмо Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия Онегина со своими, отмечая не только сходство, но и различия между собою и героем (в отношении к свету, к театру, к деревенской жизни, к любви). Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и «дворянское множество», все эти Буяновы, Фляновы, Зарецкие и т.д. (мелочность и «расчеловеченность» последних ярче выступает на фоне личности автора). Автор подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Татьяной автор вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагичной выглядит судьба Онегина. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с концом романа не кончена, она продолжается и озаряется далеким светом. О цели и смысле жизни думают главные герои романа — Онегин, Ленский, Татьяна, думает Автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старики Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда — и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути (вспомним два варианта его будущего, нарисованные Пушкиным). Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя. По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключением из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной к ней, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, заслуженным, но нелюбимым супругом. С судьбой героев сопоставима судьба Автора. Он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтическом труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому даже последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах и исканиях трех героев романа Пушкин сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX в. Трагедия Онегина — в отсутствии высокой цели. Но он ищет эту цель, стремится наполнить жизнь большим содержанием. И не его вина, и отчасти его вина в том, что это не удается. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и силу враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Нет рано чувства в нем остыли » (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина «Евгений Онегин») (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > «Нет рано чувства в нем остыли » (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина «Евгений Онегин») (вариант 2)
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему «Нет рано чувства в нем остыли » (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина «Евгений Онегин») (вариант 2), Евгений Онегин