Автор и Онегин как два лирических центра повествования - сочинение
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение,
роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не
менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является
сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам,
читателю. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои
пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в
романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед
читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический
герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни. С самого начала романа перед нами возникает облик идейно-передового, жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта, проникнутого верой в будущее и прямо высказывающего свои оценки о самых разнообразных явлениях социальной жизни, литературы, театра и других. Это придает «самому задушевному произведению Пушкина» черты глубочайшей исповеди. Роман начинается предисловием, обращенным к читателю:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Действительно, роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался,
когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много
потерь и разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и
«холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о
времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-
политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан
светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных
после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора
приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных
становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт
вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из
последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина,
включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и
роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об
авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман
«поэтической биографией» Пушкина.
Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Автор, представляя Онегина в качестве своего «доброго приятеля»,
уточняет и обстоятельства своего знакомства с ним:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
В Онегине автора привлекает «неподражательная странность и резкий
охлажденный ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца
жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся автору и
умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные
эпиграммы. Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над
дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим
странам», но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное
отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в
целом.
Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет
его «волшебным краем», а второй видит в нем лишь развлечение, выражая
светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены
занятий, автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для
главного героя это «наука страсти нежной», о себе же автор говорит:
Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
……………………………………
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…
Свободное движение повествования дает автору возможность легко
переходить от одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать
обо всем: об элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде
Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове»
и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города.
. «Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические
отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают
его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на
минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о
классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы
«Евгения Онегина»:
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречии очень много, Но их исправить не хочу.
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
Автор рассуждает о собственном прошедшем, «когда в садах лицея...
расцветал», в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.
Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал
«Евгений Онегин». Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот,
который был необходим для раскрытия и верного понимания не только образов
героев, но и самого автора.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Автор и Онегин как два лирических центра повествования. Поищите еще с сайта похожие.