А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Автор и главный герой в романе А С Пушкина «Евгений Онегин» - сочинение






 
Образ автора в романе «Евгений Онегин» создают лирические отступления, их в романе 27 значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Так становятся понятными его представления о жизни светского общества, о позиции «лишнего человека», о литературной борьбе и культурной жизни дворянства России начала девятнадцатого века, а следовательно, раскрывается в какой-то степени мир самого А.С. Пушкина, образ автора, человека и гражданина, несмотря на то что он не принимает участия в действии, в развитии сюжетной линии романа. Подобный прием больше подходит для романтической поэмы. Первоначально, когда А.С. Пушкин в «Одессе пыльной» задумывался о «форме плана» и «Как героя назовет», героев в романе должно было быть всего два: Автор и Евгений Онегин. Это очень напоминало романтическую поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Гордона Байрона, творчеством которого был в это время очарован А.С. Пушкин. Именно это произведение английского романтика, состоявшее из бесед автора и его героя во время их странствий, вдохновило русского почитателя на заявление: «Роман требует болтовни». И действительно, первые главы романа содержат массу лирических отступлений, представляющих «болтовню» автора с читателем. Ее становится все меньше в последних главах, так как «лета к суровой прозе клонят», а представление о сюжете и действии романа сильно изменилось. Познакомив читателя с Онегиным в первой главе, поэт отмечает, что многие общие черты сближают их: «Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас...» Оба они прошли похожий путь в своем развитии: их «учили понемногу», они юными «увидели свет», изучали в нем «науку страсти нежной». «Условий света свергнув бремя», то есть разочаровавшись в образе жизни светского общества, автор, как и его герой, «отстав от суеты», «не может в душе не презирать людей» света, мучается воспоминаниями о невозвратной молодости, светлой и беспечной. А.С. Пушкину «нравятся черты» его главного героя, именем которого будет назван впоследствии роман: «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Разочарование в светском образе жизни и «святое недовольство собой», злость «мрачных эпиграмм» даже заставляют автора сказать о главном герое своего произведения: «Добрый мой приятель». Но при этом поэту вовсе не хочется, чтобы все решили, что в лице Онегина «намарал он свой портрет», поэтому А.С. Пушкин поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Если Онегин только хандрил и «равно скучал Меж модных и старинных зал», то автор романа мечтает о свободе: «Придет ли час моей свободы... Когда ж начну я вольный бег?» В противоположность Онегину, которому «два дня ... казались новы уединенные поля», автор любит природу, мечтает уехать куда-нибудь не от скуки. Он хочет увидеть Африку, родину своих предков по материнской линии, но при этом добавляет, что будет «Вздыхать по сумрачной России, Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил». И читатель понимает огромную силу любви поэта к Родине. Пушкин страстно признается в любви к Москве: «Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Отличие А.С. Пушкина от Евгения Онегина состоит еще и в том, что поэт является человеком одаренным и творческим. У его главного героя не оказалось того чудесного дара «для звуков жизни не щадить», которым щедро наградила природа автора. Он занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью», в то время как его герой «Не мог... ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить». Совершенно разное отношение мы видим у этих двух героев и к явлениям культурной жизни. Если для автора в романе театр — это «волшебный край», где «под сению кулис младые дни ... неслись», то Онегин ходит в театр от скуки, чтоб не отстать от моды, так как ему кажется, что «всех пора на смену». Он совершенно не интересуется художественной и философской литературой, в которой хорошо разбирается А.С. Пушкин, зато «читал Адама Смита И был глубокий эконом». Совершенно по-разному относятся эти два персонажа и к двум другим главным героям романа — Владимиру Ленскому и Татьяне Лариной. Онегин «вчуже чувство уважал» (чувство любви к нему молоденькой девочки) и как благородный человек не стал предавать гласности тот факт, что Татьяна первой написала ему письмо. Тем не менее, думая не столько о чувствах главной героини, сколько красуясь своим благородством и эгоистически любуясь собой, он вовсе не заинтересовался ею, дал совет («Учитесь властвовать собою») и отправился дальше скучать и хандрить, не способный оценить то, что ему так щедро только что предложили. Автор же не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с «общественным мнением», которое может осудить Татьяну за письмо к Онегину. И тогда перед читателями предстает человек, умеющий быть выше привычных светских представлений о приличиях, высоко ценящий естественность и непосредственность выражения чувств. Хотя письмо написано Онегину, автор признается, что письмо Татьяны «свято бережет», перевел его с французского на русский язык и не может им начитаться, так как в нем «безумный сердца разговор, И увлекательный, и вредный». В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами и достоинства Татьяны, и свой «милый идеал» женщины: «от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным». Все эти качества автор сумел разглядеть в созданной им героине. По-разному автор и его герой относятся и к Владимиру Ленскому. Евгений сам был виноват в той ссоре, которая произошла у него с другом на балу по случаю именин Татьяны. Он всего лишь хотел «взбесить», то есть «расшевелить» Владимира и подшутить над ним за то, что тот не сказал, что везет его на провинциальный бал. Именно поэтому Онегин стремился уделять особое внимание Ольге, а влюбленный в девушку романтически настроенный поэт счел это неслыханным оскорблением и вызвал соперника на дуэль. Онегин вполне мог отказаться от дуэли, не явиться на нее, выстрелить в воздух, но не захотел этого сделать, боясь пересудов тех, кого, как он считает, он имеет право презирать, того самого «общественного мнения», над которым раньше он смеялся и не желал признавать. А.С. Пушкин видит и оценивает эту ситуацию с дуэлью несколько иначе. Он осуждает Онегина за его выбор, винит в смерти друга, заставляет горько раскаиваться в содеянном и наказывает одиночеством в конце романа. Хоть автор, рассуждая о возможных для Ленского жизненных путях, и приходит к выводу, что смерть в юном возрасте предпочтительнее долгого обывательского существования, это вовсе не значит, что он готов простить Онегина за его поступок. Иногда даже кажется, что во второй половине романа он охладел к своему главному герою и целиком сосредоточился на судьбе Татьяны Лариной и ее переживаниях, осуждая Онегина и не желая больше рассказывать о его судьбе. Таковы сходства и отличия образа автора и его главного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Они позволяют нам утверждать, что помимо образа «лишнего человека» в романе изображен и образ его создателя, «гениального поэта, мудрого и оптимистичного философа, доброго и истинно русского человека».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Автор и главный герой в романе А С Пушкина «Евгений Онегин». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Автор и главный герой в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Автор и главный герой в романе А С Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Онегин