А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Падение и Возрождение Онегина - сочинение





«Лишние» люди в литературе: Алеко, Чацкий. Что их роднит или хотя бы объединяет? Неспособность любить людей! Не данную, конкретную женщину, а именно — людей как представителей рода человеческого. Оба они — резонеры-обличители, оба живут вразрез с евангельской мудростью: «Не судите, да не судимы будете». Оба странствуют по свету, рассчитывая найти «уголок» для «оскорбленного сердца», и оба не могут найти такого уголка, потому что везде им плохо, потому что, как твердо уверен Чацкий, лучше там, «где нас нет». Безлюбовность — вот что отторгает их от мира, выталкивает из него, делает их «лишними людьми».

II. Падение и возрождение Онегина.

1. Выморочный день Онегина в первой главе романа:
А) «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут. / Что? Приглашенья? В самом деле, / Три дома на вечер зовут...» Но «еще в постеле» в светской круговерти — не утро, а «на вечер» не значит вечер. «Утро в полночь обрати... Проснется за полдень...» — вот цикличность светского времени.
В такой цикличности привычный человеку обеденный час це совпадает с «обедом», который прозвонит герою его «недремлющий брегет». К тому же «обед» и не просто еда, призванная удовлетворить естественное чувство голода. Определяемый брегетом, он— ритуал, заканчивающийся с началом нового ритуала независимо от того, насытился ли человек. «Еще бокалов жажда пробит /Залить горячий жир котлет, / Но звон брегета им доносит, / Что новый начался балет». Всесильный в установленной им цикличности брегет властвует над героем;

Б) резкий, контраст дня Онегина с днем остального мира:
«Встает купец, идет разносчик,/ На биржу тянется извозчик...» и т. д. (строфа XXXV, где есть еще и такая строчка: «Проснулся утра шум приятный»), и Онегин, который именно в это время «полусонный / В постелю с бала едет...»;
В) по контрасту во второй главе дано пробуждение Татьяны. «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход...», т. е. просыпается с живой природой и уже только этим противопоставлена механическому распорядку светской жизни, ее надменной надчеловечности, которая подобно коррозии разъедает человеческую душу.

2. Разочарованность Онегина:
А) в женщинах — в «причудницах большого света»;
Б) «Измены утомить успели; / Друзья и дружба надоели»;
В) «...разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец»;
Г) «...рано чувства в нем остыли; / Ему наскучил света шум...» — «...русская хандра» / Им овладела понемногу; / Он застрелиться, слава Богу, / Попробовать не захотел, / Но к жизни вовсе охладел».

3. «Разве он знает душу человеческую?» (Достоевский об Онегине). Что знает Онегин о людях? Он знает, что они:
А) пошлы;


 
Б) мелочны; В) завистливы; Г) корыстолюбивы; Д) изменчивы в любви; Е) непостоянны в дружбе; Ж) «Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей» — вот итог такого знания. З) Он презирает не всех: «Иных он очень отличал / И вчуже чувство уважал». Но как раз это «иных» и это «вчуже» свидетельствуют о его характерной избирательности, допускающей только, что есть люди не хуже его, равные ему. И) Разочаровавшись в светской суете, он, так сказать, умом возвысился над ней, умом постиг ее неравенство ему. Но, изощрив его ум, она же опустошила его душу, что в совокупности привело к «чувству превосходства», истинное содержание которого раскрывает, следуя своему эпиграфу, пушкинский роман. 4. «...Который внутри себя гораздо проще, лучше и добрее своих идеалов, который наделен критическою способностью здорового русского смысла, то есть прирожденною, а не приобретенною критической способностию, который — критик, потому что даровит, а не потому что озлоблен, хотя сам и хочет искать причин своего критического настройства в озлоблении, и которому та же критическая способность может — того и гляди,— указать дорогу...» (Аполлон Григорьев об Онегине): А) подневольная дуэль Онегина (подневольная, потому что у него не хватило духу и смелости от нее отказаться: «Но шепот, хохотня глупцов»); Б) непреднамеренное убийство Онегиным Ленского: «Несчастный Ленский жертвой пал...» — вспоминает об этом Онегин в письме к Татьяне; В) поспешный отъезд Онегина из деревни после убийства Ленского; Г) скитания Онегина, о которых мы узнаем только в самом конце романа, в «Отрывках из путешествия Онегина», узнаем, что, они были больше похожи на беспорядочное бегство (вспомним Алеко и Чацкого, которые бегут от себя, но не могут убежать): так, если в Нижнем Новгороде Онегин успел почувствовать «меркантильный дух» Макарьевской ярмарки, если на Кавказе при виде больных он сетует: «Я молод, жизнь во мне крепка; / Чего мне ждать? тоска, тоска!..», то Астрахань он проскакивает как бы сомнамбулически: сообщая о том, что герой едет в нее, автор не удостаивает этого города ни единой строчкой. «И путешествия ему, / Как всё на свете, надоели», — говорит об этом автор в восьмой главе романа, где Онегин встречает замужнюю Татьяну и где начинается его духовное возрождение... Д) Духовное возрождение Онегина напрямую связано со встречей с Татьяной, и в этом нет ничего удивительного: Татьянино замужество, обусловившее высокое положение героини в свете, заставило, разумеется, свет почтительно склониться перед ней. Но подлинное ее торжество над ним в том, что «цвет столицы» словно поджимает хвост, тушуется перед Татьяной, где бы она ему ни являлась — в ее доме или на ее выездах. «К ней дамы подвигались ближе; / Старушки улыбались ей; / Мужчины кланялися ниже, / Ловили взор ее очей; / Девицы проходили тише / Пред ней по зале...» — вот как духовно воздействует на людей Татьяна, заставляя их стать лучше, чем они есть! Разумеется, такому же духовному воздействию подвергся и Онегин. 5. «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Достоевский). Но, называя роман именем Онегина, Пушкин не умалял этим фигуры Татьяны. Герой и героиня — Онегин и Татьяна — очень много значат в жизни друг друга. И все же если Онегину суждено, пробудив ее душу к любви, как бы испытать душу влюбленной в него Татья- Ны на нравственную устойчивость, дать возможность ее душе явить свою богатырскую мощь, то Татьяне по отношению к нему предстоит нечто несоизмеримо большее: ей выпало доказать Онегину, что его душа не умерщвлена хандрой, но как бы усыплена ею. Иными словами: не столько Онегин существует в романе ради Татьяны, сколько Татьяна ради Онегина. Поэтому он, а не она тот герой, во имя которого затеяно повествование. «Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу», — Пушкин писал это в 1831 г. Плетневу, после того как закончил роман, где указал на единственное средство, которое в состоянии избавить человека от опаснейшего душевного недуга, — на любовь! III. Начиная тему так называемого «лишнего» человека, Пушкин, в отличие от Грибоедова и от многих, последовавших за ним (например, Лермонтова, Герцена), не ограничился одной констатацией скепсиса и человеческого бессилия. Потому что провидел возможность духовного возрождения блуждающей в потемках человеческой души.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Падение и Возрождение Онегина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Падение и Возрождение Онегина
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Падение и Возрождение Онегина, Евгений Онегин