А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблемы смысла жизни счастья долга освещенные в произведении русской классической литературы (на примере романа А С Пушкина «Евгений Онегин») - сочинение

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Поэт писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в период царствования Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились. Обращаюсь к роману классика литературы не случайно: лично для меня нет более верного произведения, в котором бы так четко, полно, гуманно были освещены проблемы счастья, долга, поисков смысла жизни.

Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» — лироэпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои этого сюжета Онегин и Татьяна) и лирического (главным героем этого сюжета является герой-рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни в романе А.С. Пушкина — ключевые, центральные в произведении, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника u8212 — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского — декабристского — поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение — то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», — изначально «поставлено на колени».

В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования. Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства — важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства:
...мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин...
Супруг воспринимается как объект для насмешек:
...рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,




 
Своим обедом и женой. Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков из путешествия Онегина»: Мой идеал теперь — хозяйка, Мои желания — покой... То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел. Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Любовь для автора и для его героини Татьяны — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий. Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением: размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье » спасти душу поэта от гибели, не дать ...окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья! Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света. Образ «милых друзей», окружающих человека в «мертвящем» «омуте света», появляется в романе не случайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности — лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современного общества. Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями u1086 об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Труд упорный ему был тошен». Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского — трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям. Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля. Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее, — важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь — ничто. Мне близки мысли автора, высказанные им в романе. Размышления А.С. Пушкина о смысле жизни, долге и счастье до сих пор остаются актуальными и для современного читателя. «Энциклопедия русской жизни», созданная на страницах романа, поможет еще не одному поколению людей сделать верный выбор своего пути, глубоко осмыслить все тонкости человеческой души.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблемы смысла жизни счастья долга освещенные в произведении русской классической литературы (на примере романа А С Пушкина «Евгений Онегин»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Проблемы смысла жизни счастья долга освещенные в произведении русской классической литературы (на примере романа А С Пушкина «Евгений Онегин»)
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Проблемы смысла жизни счастья долга освещенные в произведении русской классической литературы (на примере романа А С Пушкина «Евгений Онегин»), Евгений Онегин