А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман А С Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (В Г Белинский) - сочинение


«"Евгений Онегин" есть поэма историческая», — ут­верждает В.Г. Белинский. Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение характеров рус­ских людей и общественной жизни. Белинский связы­вает появление и содержание романа с ростом самосоз­нания русского общества. Рост этот вызван историчес­кими событиями 1812—1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его «поэмой исторической». 

Самого же Пушки­на он считал «представителем впервые пробудившегося общественного самосознания» (восьмая статья). Обще­ственным классом — носителем пробудившегося само­сознания в эпоху двадцатых годов Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, «который по своему образу жизни и обычаям представляет более раз­вития и умственного движения» (восьмая статья). В де­вятой статье Белинский еще раз подчеркнул историчес­кий характер произведения: «Итак, в лице Онегина,Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в од­ном из фазисов образования, его развития...»

В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интере­сы и нравы русского дворянства. Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интелли­генты В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его «по­средственность», и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные, довольные собой люди.

Ленский и Онегин «не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется». Их не удовлетворяют раз­говоры о «псарне и вине». Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Тать­яной их роднит одиночество и чуждость дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается: «Я здесь одна. // Никто меня не понимает, // Рассудок мой из­немогает, // И молча гибнуть я должна».

Почему эти герои одиноки? Потому что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значитель­но превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, эко­номиста А. Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. 

Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский — воспитанник Геттингенского университета — «рассадника вольнодумства». Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие чес­ти — одно из основных в ее «моральном кодексе». Юная Татьяна заканчивает свое послание к Онегину словами: «Но мне порукой ваша честь, // И смело ей себя вве­ряю»; «взрослая» Татьяна так же просто и прямо при­знается Онегину: «Я вас люблю — к чему лукавить? //
Но я другому отдана, я буду век ему верна». Будет вер­на, хотя и отдана. Будет, потому что дала пред алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей нарушить данное слово.

Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чи­стоту, искренность. Роднит этих героев и их критичес­кое отношение к миру, к обществу, их передовые взгля­ды. Роднит их и многое другое: они умеют видеть пре­красное в жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленс­кий убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.

 
Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онеги­на и Ленского поднимается главная проблема романа — трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому «силы этой богатой натуры (Онегина) остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца» (Белинский). Татьяна отличается от Онегина и Ленского своей бли­зостью к национальному, русскому. Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характе­ристику петербургской знати, московских дворян, де­ревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представ­ление о поместных дворянах, достаточно обратить вни­мание на их «говорящие» фамилии (Скотинин, Буянов, Петушков), их разговоры («о псарне и вине»), однако их «классовая сущность» прекрасно проявляется в ре­акции на новшества Онегина в деревне: «Да он опасней­ший чудак!». Приведем еще одну цитату из Белинского: «Разга­дать тайну народной психеи для поэта — значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий». В своей «эн­циклопедии» Пушкин показывает нам жизнь и кресть­ян, и трудового народа. Судьба няни; утренний Петер­бург, по которому едет в карете Онегин, возвращающий­ся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, соби­рающие ягоды, при этом поющие, чтобы не съесть бар­ской ягоды, — вот они, картины жизни простого наро­да, в которые вглядывается читатель. «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», — заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобра­зие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) — все это является отраже­нием «духа народа» в романе. А.С. Пушкин дает в своем произведении великолеп­ные картины русской природы. Наконец, огромно значение имеет образ автора в ро­мане: это передовой человек своего времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, кото­рым написан роман, говорит о том высоком уровне куль­туры, которого достигло русское общество (в лице луч­ших его представителей, коим и является А.С. Пуш­кин) к концу первой четверти XIX века. «Первая истинно национально-русская поэма в сти­хах была и есть "Евгений Онегин" Пушкина... В ней народности больше, нежели в каком угодно другом на­родном русском сочинении» (Белинский). Под истин­ной народностью литературы критик понимал не толь­ко отражение «духа и склада» народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в про­грессивном духе, в соответствии с требованиями време­ни. Перечислим лишь некоторые из проблем, поднятых в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и обще­ства, взаимоотношение передовой дворянской интелли­генции и народа, современный герой — «лишний чело­век», мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и ис­кусству, проблемы творчества и многое другое. Трудно переоценить значение романа «Евгений Оне­гин». поистине — это «энциклопедия русской жизни».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман А С Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (В Г Белинский). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Роман А С Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (В Г Белинский)
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Роман А С Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (В Г Белинский), Евгений Онегин