А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина "Евгений Онегин" - сочинение

А.С. Пушкин начинал писать роман "Евгений Онегин" как романти ческую поэму, а заканчивал уже как реалистический роман. За годы, которые были посвящены созданию этого произведения, в нем, по выражению В.Г. Белинского, отразились "вся жизнь, вся душа, вся любовь" поэта, а также "поэтически воспроизведенная картина русского общества". Читая это произведение, мы проникаемся атмосферой жизни русских людей двадцатых годов девятнадцатого века, у нас складывается полное представление об этом времени. Замечательный художник, Пушкин затрагивает многочисленные стороны русской действительности: жизнь салонов Москвы и Петербурга, зарождение идей декабризма, судьбу крепостных крестьян, культурную жизнь страны и многое другое. Но главной темой романа "Евгений Онегин" является изображение жизни русского дворянства.
Автор показывает нам дворянство как очень неоднородное социальное явление, изображает жизнь столичного дворянства (обитателей двух столиц - Москвы и Петербурга) и уклад поместного дворянства. Отношение поэта к различным слоям дворянства неоднозна чно: с симпатией он говорит о поместных дворянах, с иронией - о московских, сатирически изображает петербургское светское общество. Поместное дворянство широко представлено А.С. Пушкиным в романе. Мы узнаем в подробностях историю сватовства Дмитрия Ларина к матери Татьяны и Ольги, образ жизни семьи Лариных, историю жизни дяди Онегина ("деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил"). Особенно интересна в этом отношении глава, в которой описывается бал по случаю именин Татьяны и друзья и знакомые семьи Лариных, приехавшие в дом: "С своей супругою дородной Приехал тощий Пустяков, Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков, Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков..." Поэт не скрывает, что они люди невежественные и не очень умные. Их разговоры на балу "о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне" не блещут умом и "общежития искусством", а "разговор их милых жен Еще был менее умен". Дмитрий Ларин, отец Татьяны и Ольги, книги "почитал пустой игрушкой". Эти люди очень консервативны не только в быту (у них гостям по-прежнему носили "блюда по чинам"), но и в общественной жизни. Замена Онегиным барщины оброком в имении, доставшемся ему по наследству от дяди, вызывает у них резко отрицательную реакцию: "зато в углу своем надулся, Увидев в этом страшный вред, Его опасливый сосед", - пишет А.С. Пушкин в романе.
Поместное дворянство в произведении характеризуется также и тем, что оно считает крепостное право нормальным явлением, помещики владеют и распоряжаются своей "крещеной собственностью " без всяких угрызений совести. "Милая старушка" Ларина среди прочих хозяйственных дел "брила лбы" и "служанок била, осердясь", а приехавший на именины Татьяны помещик Гвоздин потому и считается в их обществе "хозяином превосходным", что умеет обдирать своих крестьян как липку. Поэт, понимая, что дворянство неоднородно, и выделяя три его слоя (поместное, московское и петербургское), считает, что поместное наиболее близко к народу, не забыло "привычки милой старины", сохранило дружеские и сердечные отношения между собой. "Нецеремонные друзья" приезжают в дом Лариных обменяться новостями, посплетничать и "посмеяться кой о чем", приходят на помощь, когда надо везти Татьяну в Москву. Именно поэтому автор в романе "Евгений Онегин" хоть и изображает этих людей насмешливо, повествует об их недостатках, но не забывает и об их достоинствах.


 
А.С. Пушкин дает характеристику московскому дворянству в главе, где рассказывается о поездке Татьяны с матерью на "ярмарку невест". Возок Лариных "несется по ухабам" и останавливается, наконец, у "Харитонья в переулке", где живет кузина матери Татьяны Алина. Поэт иронически изображает жизнь второй столицы России, которая никак не может забыть, что всего век назад она была первой, поэтому стремится ни в чем не отставать от столи чного Петербурга. Но при этом жизнь московского дворянства необыкновенно патриархальна, а взгляды консервативны. С тех пор, как мать Татьяны вышла замуж и покинула Москву, прошло около двадцати лет, но "В них не видно перемены, Все в них на старый образец ... Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна...". Описания жизни и образов московского дворянства очень напоминают строки грибоедовского "Горя от ума". Глухой муж одной из московских барынь, ее шпиц, "архивны юноши толпою" (Молчалин у Грибоедова "числился по архивам") как будто перешли со страниц комедии на страницы романа Пушкина. Об их умственных и культурных интересах автор пишет так: "Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор, Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор". Тем не менее поэт многое готов простить жителям этой столицы за подвиг "сердца России" в войне 1812 года, за то, что она не склонила головы перед Наполеоном и "готовила пожар Нетерпеливому герою", за то, что это сердце Родины и родной город для каждого русского человека ("Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!"). Несмотря на все недостатки, москвичи остались хлебосольны и гостеприимны, они с радушием принимают приехавших родственников в свой круг: "Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча", что также вызывает симпатию и сочувствие со стороны поэта. Столичное петербургское светское общество подробно изображено автором в первой и восьмой главах романа "Евгений Онегин ", в которых мы знакомимся с историей детства и юности Онегина и с историей жизни Татьяны после замужества. При изображении аристократического светского общества юмор и ирония Пушкина превращаются в сатиру. Изображая "цвет столицы, и знать, и моды образцы", поэт показывает нам "необходимых глупцов ", "с виду злых" дам, Проласова, "заслужившего известность низостью души", "на все сердитого господина", "перекрахмаленного " нахала-путешественника. По мнению автора, любой умный и здравомыслящий человек должен рано или поздно "условий света свергнуть бремя" и "отстать от суеты". Именно так произошло с Онегиным, когда его первое юношеское увлечение светом проходит и они с автором становятся друзьями. Точно так же относится к "удовольствиям" светской жизни и Татьяна Ларина. Попав в высшее светское общество Петербурга, Татьяна вовсе не в восторге от него. Ей плохо тут, она чувствует бездушие, фальшь, неестественность и неискренность окружающих ее людей. Все это она подчеркивает, когда говорит Онегину, что готова отдать "ветошь маскарада" светской жизни, "Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, за наше бедное жилище...". Если для поместного и московского дворянского общества у А.С. Пушкина находятся добрые слова и он пишет в романе о какихто достоинствах, а не только о недостатках их представителей, то никаких добрых слов о петербургском обществе мы в романе не находим. Даже действие романа в обоих случаях, когда речь идет о столице, происходит зимой, такой же холодной, как официальный столичный город. Таким образом, можно сказать, что подробно и полно изображая жизнь различных слоев русского дворянства в романе "Евгений Онегин", показывая нам поместные и столичные его слои, автор все свои симпатии отдает помещикам, живущим в деревне, сохранившим связи с народными традициями и прекрасные нравственные жизненные принципы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина "Евгений Онегин". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина "Евгений Онегин"
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина "Евгений Онегин", Евгений Онегин