А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин» - сочинение



А.С. Пушкин начинал писать роман «Евгений Онегин» как романтическую поэму, а заканчивал уже как реалистический роман. За годы, которые были посвящены созданию этого произведения, в нем, по выражению В.Г. Белинского, отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, а также «поэтически воспроизведенная картина русского общества». Читая это произведение, мы проникаемся атмосферой жизни русских людей двадцатых годов девятнадцатого века, у нас складывается полное представление об этом времени. Замечательный художник, Пушкин затрагивает многочисленные стороны русской действительности: жизнь салонов Москвы и Петербурга, зарождение идей декабризма, судьбу крепостных крестьян, культурную жизнь страны и многое другое. Но главной темой романа «Евгений Онегин» является изображение жизни русского дворянства. Автор показывает нам дворянство как очень неоднородное социальное явление, изображает жизнь столичного дворянства (обитателей двух столиц — Москвы и Петербурга) и уклад поместного дворянства. Отношение поэта к различным слоям дворянства неоднозначно: с симпатией он говорит о поместных дворянах, с иронией — о московских, сатирически изображает петербургское светское общество.

Поместное дворянство широко представлено А.С. Пушкиным в романе. Мы узнаем в подробностях историю сватовства Дмитрия Ларина к матери Татьяны и Ольги, образ жизни семьи Лариных, историю жизни дяди Онегина («деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил»). Особенно интересна в этом отношении глава, в которой описывается бал по случаю именин Татьяны и друзья и знакомые семьи Лариных, приехавшие в дом: «С своей супругою дородной Приехал тощий Пустяков, Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков, Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков...» Поэт не скрывает, что они люди невежественные и не очень умные. Их разговоры на балу «о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне» не блещут умом и «общежития искусством», а «разговор их милых жен Еще был менее умен». Дмитрий Ларин, отец Татьяны и Ольги, книги «почитал пустой игрушкой». Эти люди очень консервативны не только в быту (у них гостям по-прежнему носили «блюда по чинам»), но и в общественной жизни. Замена Онегиным барщины оброком в имении, доставшемся ему по наследству от дяди, вызывает у них резко отрицательную реакцию: «зато в углу своем надулся, Увидев в этом страшный вред, Его опасливый сосед», — пишет А.С. Пушкин в романе.


 
Поместное дворянство в произведении характеризуется также и тем, что оно считает крепостное право нормальным явлением, помещики владеют и распоряжаются своей «крещеной собственностью» без всяких угрызений совести. «Милая старушка» Ларина среди прочих хозяйственных дел «брила лбы» и «служанок била, осердясь», а приехавший на именины Татьяны помещик Гвоздин потому и считается в их обществе «хозяином превосходным», что умеет обдирать своих крестьян как липку. Поэт, понимая, что дворянство неоднородно и выделяя три его слоя (поместное, московское и петербургское), считает, что поместное наиболее близко к народу, не забыло «привычки милой старины», сохранило дружеские и сердечные отношения между собой. «Нецеремонные друзья» приезжают в дом Лариных обменяться новостями, посплетничать и «посмеяться кой о чем», приходят на помощь, когда надо везти Татьяну в Москву. Именно поэтому автор в романе «Евгений Онегин» хоть и изображает этих людей насмешливо, повествует об их недостатках, но не забывает и об их достоинствах. А.С. Пушкин дает характеристику московскому дворянству в главе, где рассказывается о поездке Татьяны с матерью на «ярмарку невест». Возок Лариных «несется по ухабам» и останавливается, наконец, у «Харитонья в переулке», где живет кузина матери Татьяны Алина. Поэт иронически изображает жизнь второй столицы России, которая никак не может забыть, что всего век назад она была первой, поэтому стремится ни в чем не отставать от столичного Петербурга. Но при этом жизнь московского дворянства необыкновенно патриархальна, а взгляды консервативны. С тех пор как мать Татьяны вышла замуж и покинула Москву, прошло около двадцати лет, но «В них не видно перемены, Все в них на старый образец ... Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна ...». Описание жизни и образов московского дворянства очень напоминает строки грибоедовского «Горя от ума». Глухой муж одной из московских барынь, ее шпиц, «архивны юноши толпою» (Молчалин у Грибоедова «числился по архивам») как будто перешли со страниц комедии на страницы романа Пушкина. Об их умственных и культурных интересах автор пишет так: «Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор, Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор». Тем не менее поэт многое готов простить жителям этой столицы за подвиг «сердца России» в войне 1812 года, за то, что она не склонила головы перед Наполеоном и «готовила пожар Нетерпеливому герою», за то, что это сердце Родины и родной город для каждого русского человека («Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»). Несмотря на все недостатки, москвичи остались хлебосольны и гостеприимны, они с радушием принимают приехавших родственников в свой круг: «Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча», что также вызывает симпатию и сочувствие со стороны поэта. Столичное петербургское светское общество подробно изображено автором в первой и восьмой главах романа «Евгений Онегин», в которых мы знакомимся с историей детства и юности Онегина и с историей жизни Татьяны после замужества. При изображении аристократического светского общества юмор и ирония Пушкина превращаются в сатиру. Изображая «цвет столицы, и знать, и моды образцы», поэт показывает нам «необходимых глупцов», «с виду злых» дам, Проласова, «заслужившего известность низостью души», «на все сердитого господина», «перекрахмаленного » нахала-путешественника. По мнению автора, любой умный и здравомыслящий человек должен рано или поздно «условий света свергнуть бремя» и «отстать от суеты». Именно так произошло с Онегиным, когда его первое юношеское увлечение светом проходит и они с автором становятся друзьями. Точно так же относится к «удовольствиям» светской жизни и Татьяна Ларина. Попав в высшее светское общество Петербурга, Татьяна вовсе не в восторге от него. Ей плохо тут, она чувствует бездушие, фальшь, неестественность и неискренность окружающих ее людей. Все это она подчеркивает, когда говорит Онегину, что готова отдать «ветошь маскарада» светской жизни, «Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, за наше бедное жилище...». Если для поместного и московского дворянского общества у А.С. Пушкина находятся добрые слова и он пишет в романе о каких-то достоинствах, а не только о недостатках их представителей, то никаких добрых слов о петербургском обществе мы в романе не находим. Даже действие романа в обоих случаях, когда речь идет о столице, происходит зимой, такой же холодной, как официальный столичный город. Таким образом, можно сказать, что, подробно и полно изображая жизнь различных слоев русского дворянства в романе «Евгений Онегин», показывая нам поместные и столичные его слои, автор все свои симпатии отдает помещикам, живущим в деревне, сохранившим связи с народными традициями и прекрасные нравственные жизненные принципы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Столичное и поместное дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Онегин