А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые темы и проблемы в творчестве Екимова - сочинение

Сначала нашего времени, десятилетия в творчестве Екимова вторгаются трагические мотивы война в Чечне, беженцы, люди, покалеченные войной. Но несмотря на это, Екимов всё равно остаётся в стороне от основного направления деревенской прозы. Даже в творчестве последних лет исследователи отмечают тяготение писателя к сентиментализму.

 С одной стороны это правда, но с другой - это действительно свидетельствует об ужесточении нравов людей последние десятилетие 20 века в том числе и литературных нравов тоже. Да, Екимов отличается от Распутина подхода к жизни (за исключением рассказа 1987 года «Похороны»). Созданную Распутиным горестную отходную, даже и прослоённую иной раз юмором естественно отнести только к трагическому, но никак не к интеллигентному роду. Екимов не безтрагичен, но вечно переменчивая жизнь не делает его плакальщиком по уходящему, не энтузиастом нового. Для него в жизни человека ничего окончательно не решается через верность, или, напротив, через порчу. Поздний период творчества Екимов исподволь наблюдает как в человеческой душе глухие страсти сталкиваются с добрыми порывами.

 Вера в саму возможность такого столкновения, возможность положительного душевного движения на опустелом, казалось бы, или неожиданном месте и делает Екимова в наших глазах «сентиментальным». Примером этого может служить рассказ «У гнезда» - он просто удивителен для наших дней. Вечно переругивавшаяся семейная пара мерится и теплеет, наблюдая за гнездом горлицы. Эти большие, состарившиеся «дети» может быть в первые присмотрелись к жизни, что текла, текла вокруг, да и утекла. В 90 -ые годы Екимов всё больше тяготеет к цикличности в своём творчестве.

Всё чаще появляются циклы рассказов, объединённые под каким -нибудь общим названием. Например: «Скованные одной цепью» или более поздний «Отцовский двор покинул я». Автор выдвигает определённую мысль, идею и обыгрывает её со всех сторон, находя нужное решение проблемы или просто подчёркивал, углубляя свои мысли. К примеру в цикле «Скованные одной цепью» Екимов до предела углубляет конфликт города и деревни, конфликт мировоззрений людей, выросших на разных «почвах». Первый рассказ «Милостыня» повествует о том моменте жизни, когда в нашу страну из - за рубежа стлала поступать первая гуманитарная помощь. Главный герой Тимофей Секерин не может терпеть этого: «…Сейчас пойду и встану: подайте ради Христа. Стыдоба!». Секерин городской житель, но с мировоззрением очень близким самому Екимову. Поэтому и приобщает его автор к деревне с помощью островка мечты -дачи «На воле было темно. Окно глядело в ту строну где дача. Город - плен. Деревенский простор - воля.» Нет там ненужных проблем и герой ищет спасение именно там. Следующий рассказ этого цикла «Дальние родственники» Марина Владимировна, героиня этого рассказа живёт в Москве, но родом она и ростовского пригорода.


 
Женщину захлестывает городская река жизни - она думает только о наживе, материальном благополучии и лишь попав на один денёк в мир своего детства, она начинает кое -что понимать. Деревня - это как бы доброе царство (здесь жила и умерла мать, здесь все знают и уважают друг друга). Тётка Вера - это добрая старуха Екимова (прообраз бабы Поли Холюши), всю жизнь она проработала на родной земле, всё она готова сделать для племянницы, для неё это естественно (в деревни родственники - это святое). А Марина уезжает и вновь затягивает её цивилизация - стиральные машины, банки. Но счастлива ли героиня от такой жизни? Этого мы не знаем. И лишь из комнаты её постоянно доносится песня: «скованный одной цепью, скованные одной цепью…». Да, это так! Это жители городов, связанные одной цепью - цивилизацией. И связаны одной цепью - цепью обогащения, духовное же забыто. И как последний аккорд рассказ «На кладбище». Повествование автор ведёт от первого лица и при этом высказывает именно свои взгляды, суждения: «…Кладбища я не боюсь, там спокойно и о смерти вовсе не думается». Автор даже здесь противопоставляет город и деревню, вернее городские и деревенские похороны. Жить можно в городе, а помирать лучше на хуторе. В городе даже в последний путь по человечески проводить не могут, везде суета, желание поскорее избавиться от «обузы». На хуторе всё иначе. Человека провожает с плачем вся деревня. «Долина мёртвых, долина царей - поселковое кладбище». Даже умирать надо на родной земле. Цикл 1996 года «Отцовский двор покинул я» намного больше трагичен, как будто эти пять лет жизни принесли в жизни писателя новые разочарования, потери. Писатель уже отказывается от оптимистических прогнозов. С одной стороны в рассказе «Проснётся день» Екимов вводит нас в прошлое, даёт две стороны повествования - светлую и тёмную. Светлая сторона - это сказка 70 -80 годов, а тёмная горькая реальность 1997 года. «Отцовский двор покинул я» - это строчка из песни деда Пономаря. Екимов в этом рассказе в очередной раз пытается показать преемственность поколений. Дед Пономарь - внучок - это как бы две стороны одного человека, они очень похожи. Это один человек, но с одной стороны уже поживший, а с другой стороны - наивный, мечтающий жить. Перед нами возникают проблемы нынешнего хутора: заброшенные деревни, беженцы, недостаток хлеба это всё тёмная сторона. Светлая же сторона - это песни деда и внука, быт, двойственность образа. Конец рассказа оптимистичен - внучок видит светлый радостный сон, о своей будущей жизни. Кульминацией рассказа является то, что Костя от безвыходности решает кончить жизнь самоубийством. Развязки в рассказе нет. Мы не знаем остался ли Костя жив, да Екимову это и не надо. Идея автора была показать, что человек может исправиться, что не должен он всю жизнь прожить с навешанным ярлыком. Проблема личности (труженика) и толпы, старого и нового ярко выступают в этом рассказе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Новые темы и проблемы в творчестве Екимова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Екимов > Новые темы и проблемы в творчестве Екимова
Борис Екимов

Борис  Екимов


Сочинение на тему Новые темы и проблемы в творчестве Екимова, Екимов