А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирический герой странник в лирике Есенина - сочинение


Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении «Корова» (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного дряхлая, выпали зубы,

    * свиток годов на рогах…
    * и его дальнейшую участь, «скоро… свяжут ей петлю на шее  и поведут на
    * убой он отождествляет старое животное и старого человека.
    * Думает грустную думу…

 Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915 г.). «Песнь»  (подчеркнуто «высокий» жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет «воспевания» - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых «хозяин хмурый» утопил в проруби.  Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к «сестрам - сукам» и «братьям - кобелям» - это чувства к равным. Именно поэтому собака «была моей юности друг». Стихотворение «Сукин сын» отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным :

    * Та собака давно околела,
    * Но в ту же масть, что с отливом в синь,
    * С лаем ливисто - ошалелым
    * Меня встрел молодой ее сын.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня. Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на «тот свет». Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян : « Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…».

В стихотворении «Голубень» (1916 г.) конь предстает в образе «тихой судьбы». Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

    * Погаснет день, мелькнув копной златою,
    * И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

    * …Моего увел коня…
    * Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

    * …он бьется, мечется,
    * Теребя тугой аркан…
    * («Отвори мне страж заоблачный».,1918 г.)

 
но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между «поведением» коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в «развороченном бурей быте. В стихотворении 1920 года « Сорокоуст « Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации «соревнования» между «чугунным конем - поездом « и «красногривым жеребенком». * Милый, милый, смешной дуралей, * Ну куда он, куда он гонится? * Неужель он не знает, что живых коней * Победила стальная конница? Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу. В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях. * Я теперь скупее стал в желаньях, * Жизнь моя? иль ты приснилась мне? * Словно я весенней гулкой ранью * Проскакал на розовом коне. * («Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.) «Проскакал на розовом коне» - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как «розовый конь» - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении «Эх вы, сани …» (1924 г.) * Все прошло. Поредел мой волос. * Конь издох. * Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки. * Мне припомнилась нынче собака, * Что была моей юности друг * («Сукин сын». 1924 г.) В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен. * Та собака давно околела, * Но в ту ж масть, что с отливом в синь… * Меня встрел молодой ее сын. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта. Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирический герой странник в лирике Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Лирический герой странник в лирике Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Лирический герой странник в лирике Есенина, Есенин