А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Метафоричность образов в поэзии Есенина - сочинение



Метафоричность образов - это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно - вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есениская конкретно - предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами. Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины леса луны, он даже слышит, как

    * …Нежно охает ячменная солома,
    * Свисая с губ кивающих коров.
    * Хвойной позолотой взвенивает лес
    * Меж кустов ворковала река.

Эту неповторимую и тленную красоту поэт пытается продлить, хотя бы метафорически, в бытие природы. Отсюда слияние женского образа с пейзажем:

    * С алым соком ягод на коже,
    * Нежная, красивая, была
    * На закат ты розовый похожа
    * И как снег лучиста и светла.
    * Ивы - кроткие монашки.

Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй, генетическую связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути - дороги, времени:

    * Что когда - то было ясно соколу пора - времечко,
    * Что летал - то млад - ясен сокол по поднебесью…

Совершенным символическим аналогом человека в поэтическом мироощущении

славянских народов является дерево.

    * Как дерево роняет тихо листья,
    * Так я роняю грустные слова.

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно - фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны - вестники несчастья:

    * Понакаркали черные вороны:
    * Грозным бедам широкий простор.
    * Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще
    * не осознавшую переход к новой жизни.
    * Неужели он не знает, что живых коней
    * Победила стальная конница.

    * Чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому - либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. Как скелеты тощих журавлей,
    * Стоят ощипанные вербы…
    * Синий сумрак, как стадо овец;
    * по цветовому сходству:


 
* По пруду лебедем красным * Плавает тихий закат; * по близости и сходству функций: * Как птицы, свищут версты * Из - под копыт коня… * Как желна, над нею мгла носилась; по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку: * Я был, как лошадь загнанная в мыле, * Пришпоренная смелым седоком… * Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - * песни форму параллелизма: * Не кукушки загрустили - плачет Танина родня. В произведениях Есенина анималистическое ( изображение животных ) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ: * Тихо в чаще можжевеля по обрыву. * Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц - «ягненочек кудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи - «волки». К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - «бревенчатая птица», печь - «верблюд кирпичный». На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы: * Волны белыми когтями * Золотой скребут песок; * Клен и липы в окна комнат, * Ветки лапами забросив, * Ищут тех, которых помнят; * Чистит месяц в соломенной крыше * Обоймленные синью рога. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля С. Есенина, синкретизм образов. Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаются прилагательными - эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица,; рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята. Больше всего цветовых определений имеет слово конь: белый, буланый, красный, розовый черный. Эпитеты конкретизируют образы животных и служат средством их поэтизации, авторской оценки. Поэт наделяет их человеческими качествами: * И журавли, печально пролетая, * Уж не жалеют больше не о ком. * На бору со звонами плачут глухари. * Плачет где - то иволга. Образы животных используют и как символы, традиционно установившиеся в русской литературе и фольклоре, например лебеди - символ красоты. Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: красный конь - символ революции, розовый конь - образ молодости, черный конь - предвестник смерти. Для положительной обрисовки образов животных используются и эмоциональная лексика, и словообразовательные средства, и метафорические эпитеты, и особые интонации.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Метафоричность образов в поэзии Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Метафоричность образов в поэзии Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Метафоричность образов в поэзии Есенина, Есенин