Метафоричность образов в поэзии Есенина - сочинение
Метафоричность образов - это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно - вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есениская конкретно - предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами. Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины леса луны, он даже слышит, как
* …Нежно охает ячменная солома,
* Свисая с губ кивающих коров.
* Хвойной позолотой взвенивает лес
* Меж кустов ворковала река.
Эту неповторимую и тленную красоту поэт пытается продлить, хотя бы метафорически, в бытие природы. Отсюда слияние женского образа с пейзажем:
* С алым соком ягод на коже,
* Нежная, красивая, была
* На закат ты розовый похожа
* И как снег лучиста и светла.
* Ивы - кроткие монашки.
Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй, генетическую связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути - дороги, времени:
* Что когда - то было ясно соколу пора - времечко,
* Что летал - то млад - ясен сокол по поднебесью…
Совершенным символическим аналогом человека в поэтическом мироощущении
славянских народов является дерево.
* Как дерево роняет тихо листья,
* Так я роняю грустные слова.
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно - фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны - вестники несчастья:
* Понакаркали черные вороны:
* Грозным бедам широкий простор.
* Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще
* не осознавшую переход к новой жизни.
* Неужели он не знает, что живых коней
* Победила стальная конница.
* Чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому - либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. Как скелеты тощих журавлей,
* Стоят ощипанные вербы…
* Синий сумрак, как стадо овец;
* по цветовому сходству:
* По пруду лебедем красным
* Плавает тихий закат;
* по близости и сходству функций:
* Как птицы, свищут версты
* Из - под копыт коня…
* Как желна, над нею мгла носилась;
по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
* Я был, как лошадь загнанная в мыле,
* Пришпоренная смелым седоком…
* Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии -
* песни форму параллелизма:
* Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.
В произведениях Есенина анималистическое ( изображение животных ) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
* Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
* Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц - «ягненочек кудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи - «волки». К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - «бревенчатая птица», печь - «верблюд кирпичный». На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:
* Волны белыми когтями
* Золотой скребут песок;
* Клен и липы в окна комнат,
* Ветки лапами забросив,
* Ищут тех, которых помнят;
* Чистит месяц в соломенной крыше
* Обоймленные синью рога.
Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля С. Есенина, синкретизм образов. Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаются прилагательными - эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица,; рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята. Больше всего цветовых определений имеет слово конь: белый, буланый, красный, розовый черный. Эпитеты конкретизируют образы животных и служат средством их поэтизации, авторской оценки. Поэт наделяет их человеческими качествами:
* И журавли, печально пролетая,
* Уж не жалеют больше не о ком.
* На бору со звонами плачут глухари.
* Плачет где - то иволга.
Образы животных используют и как символы, традиционно установившиеся в русской литературе и фольклоре, например лебеди - символ красоты. Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: красный конь - символ революции, розовый конь - образ молодости, черный конь - предвестник смерти. Для положительной обрисовки образов животных используются и эмоциональная лексика, и словообразовательные средства, и метафорические эпитеты, и особые интонации.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Метафоричность образов в поэзии Есенина. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Есенин
> Метафоричность образов в поэзии Есенина