А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Основная линия развития творчества Есенина - сочинение


Эпиграфом к сочинению могут быть слова: «Через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны». Естественно возникает вопрос: остался ли Есенин поэтом «золотой бревенчатой избы», которому остается спокойно умереть, любя старую Русь и видя в новом сильного врага, или он приемлет новое, мощь родной страны, каменное и стальное? Для ответа на этот вопрос подумаем о смысле обобщенного образа «золотой бревенчатой избы». Можно вспомнить стихотворения «Письмо матери», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Эта улица мне знакома…». Все увидят, что это символ родины, места, на котором от века жил род, то, что делает человека не равнодушным странником, а частицей народа, нации. Нельзя не заметить драматической и даже трагической окраски этого образа в есенинской лирике: сам поэт с болью сознает свой отрыв от отчего дома, мечтает вернуться в него и вновь обрести утраченную цельность. Говоря о «золотой бревенчатой избе», Есенин утверждает необходимость для человека чувства родины, связи с отчим домом, родной природой, национальным началом, традициями, народной жизнью. Есенин действительно навсегда остался поэтом этих ценностей, не утративших своего значения.

В стихотворении же «Неуютная жидкая лунность…»

Есенин отвергает отсталую Русь - соху, телеги, лачуги, нищету. «Каменное и стальное», символизирующие социалистические преобразования в деревне, заставляют поэта по-новому оценить привычные картины: бесконечные равнины, усохшие вербы, песни тележных колес говорят теперь о нищете, убогом однообразии старого мира. А потому и оценка другая: «равнодушен», «не мил», «разлюбил». Будущее родины, ее мощь связывается теперь в стихах поэта с образом «каменного и стального», причем -он не враждебен природе, родине.

Так что противоречие между стихотворениями кажущееся. Воспевая красоту новой, «стальной Руси», Есенин остается верным и любви к отчему краю. «В двадцатые годы Есенин… сумел сохранить в своих стихах для будущего, для потомков красоту родной природы, русских раздолий, красоту русского слова, русской песни, и вместе с тем сумел смело заглянуть в будущее «стальной Руси», сумел рассказать в стихах о новой красоте, рожденной Октябрем» - пишет Ю. Л. Прокушев.


 
При этом в обоих стихотворениях звучит пронзительная боль поэта о своей личной судьбе: «Может, в новую жизнь не гожусь!» Поэт с горечью видит утрату того, что близко ему, и не может не скорбеть об этой утрате: «Вижу я, как сильного врага, как чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга». Он понимает разумом, что преобразования не только неизбежны, но и благотворны для родной страны. Но он не может не тревожиться за близкое сердцу. Именно в наше время может быть верно понята позиция поэта: утверждение ценности природных и народных основ жизни, тревога за их судьбу в эпоху великих преобразований и понимание неизбежности и прогрессивности преобразований. Он осознает опасность, грозящую нашей жизни (разрушение природы, утрата нравственных основ), у него обострено чувство ответственности человека за сохранение жизни на земле. Мы удивляемся прозорливости поэта, предчувствовавшего эту опасность еще в 20-е годы, и в его стихах ищем опору своей вере в человека. Важно, чтобы Читатели почувствовали высоту нравственной позиции поэта. Важно подвести итог тому, что развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Речь об этом должна была идти на всех предшествовавших уроках: делались наблюдения над особенностями поэтического слова, интонации, образным строем стихов (символы, метафоры), над образом-переживанием героя стихов, его предельной искренностью и лиризмом. Это могут быть «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери» и др. Например, возможен урок по стихотворению «Отговорила роща золотая…». Вот характерная для поэта картина: «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру». Но цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой, говорит о радости приобщения к гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Синий цвет - цвет родной Оки, неба, родины. Сама Родина - голубая Русь, поле голубое, вечер синий, мать-осина - голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце - пожар голубой. Алый, малиновый, розовый близок голубому: Русь - малиновое поле, тоскует о розовом небе, осины загляделись в «розовую водь». С этим цветом связано ощущение в душе лирического героя светлой радости первого чувства, юности, а вместе - грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны - «златая Русь», с другой - «золото увяданья». С одной - «сойди, явись к нам, красный конь», с другой - «головой размозжась о плетень, пролилась кровью ягод рябина». В есенинской любви к родине есть «грусти ивовая ржавь». С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный: «белых яблонь дым», «отцвела моя белая липа». Это стихотворения: «Зеленая прическа», «Я покинул родимый дом», «Хорошо под осеннюю свежесть», «По-осеннему кычет сова», «Клен ты мой опавший, клеи заледенелый…», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню, что прежде»), «Этой грусти теперь не рассыпать». Наса увидят, что у каждого дерева в стихах Есенина есть индивидуальный облик: девушки-березки, двойник героя - клен. Заключительная часть стихотворения «Певущий зов» может быть осмыслена вместе с учителем. Здесь выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: «Все мы яблони и вишни голубого сада».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Основная линия развития творчества Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Основная линия развития творчества Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Основная линия развития творчества Есенина, Есенин