А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отражение революционной эпохи в стихотворениях С Есенина - сочинение

Сергей Александрович Есенин жил в сложное, пе­реломное время для российского государства. Его судьбу, как и судьбы многих людей, революция поде­лила как бы на жизнь «до» и «после».

Дореволюционное творчество поэта наполнено лю­бовью к родной рязанской природе, к отчему дому: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт нашел для себя неиссякаемый ис­точник вдохновения. Он и себя ощущает ее маленькой частицей, ведь его детство и юность прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди неба, покрытого грозовыми тучами», «среди полей, красующихся цве­тами с зеленью»:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Революцию 1917 года Есенин встретил восторжен­но. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянст­ва. Поэт верил, что пришло время для мужицкого сча­стья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отноше­ние к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.

Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин свя­зывал грядущие перемены на всей земле. А себя он ви­дит пророком и дерзко возражает христианским ка­нонам:

Я иное узрел пришествие —

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая вера для человека должна наступить совер­шенно по-иному: без «креста и мук»:

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

И новая жизнь должна быть совсем иная, непохо­жая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт на­зывает «Инонией». Стихотворения этого цикла пол­ны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянст­ву — сельский рай, с нивами и полями, золотящими­ся от зерна:

Говорю тебе — будет время,

Отплещут уста громов;

Проводят голубое темя

Колосья твоих хлебов.

И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начи­нают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долго­жданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сы­той жизни перед глазами поэта предстает страна, раз­дираемая гражданской войной, опустошаемая разру­хой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вме­сто обещанного рая:

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,

Окна выбиты, настежь двери.

Даже солнце мерзнет, как лужа,

Которую напрудил мерин.

Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязан­ность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

На место тонконогого жеребенка приходит на кре­стьянские поля железный конь, с которым уже беспо­лезно тягаться:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный от­чаяния, шлет проклятия железному коню:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Есенин ощущает себя «последним поэтом дерев­ни», не потому, что не надеется, что эта тема будет ин­тересна новому поколению поэтов, а потому, что пред­полагает скорую погибель всему деревенскому укла­ду. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Он пытается найти хоть какой-то для себя выход, и забывается в «хулиганстве». Лирический герой этого времени «похабни­чает и скандалит», стремясь отвлечься в хмельном разгуле:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах...

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы...

Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!..

Я все такой же.

Сердцем я все такой же.

Проходит время, и поэт понемногу успокаивается. Его лирика вновь обретает свой звонкий голос. Новый сборник Есенина называется «Весну люблю». Вес­на — это время обновлений, время надежд и, конечно же, любви. И вновь это прекрасное чувство открыва­ется для лирического героя Есенина. Автор ставит пе­ред собой новую задачу:

...постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и не­приглядный деревенский быт, сняты кресты с коло­колен:

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот...

На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:



























 
С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Деревенская молодежь живет и мыслит совсем уже по-другому: ей не село, «а вся земля» стала родиной. Такое настроение заразительно действует и на самого автора, он ощущает в себе желание быть не только певцом в своей стране, но и полновластным ее гражда­нином: Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю... Поэт приносит своеобразную присягу своей обнов­ленной стране: Но и тогда, Когда по всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Он считает, что наконец-то пришло время обустроить землю. Поэт горд и счастлив жить в эту эпоху обновлений. Теперь ему даже городские фонари кажутся милее и красивее южных звезд, он чувствует огромную любовь к Роди­не в своем сердце. В стихотворении «Письмо к жен­щине» С. А. Есенин раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности. Сначала он не мог понять, что происходит в стране, и оттого мучил и себя и свою любимую, находясь в постоянном хмельном угаре: ... в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий... Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обнов­ленную Россию: Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. В цикле стихотворений «Цветы» С. А. Есенин об­разно повествует о революционных событиях. Люди — это цветы, гибнущие под сталью октября: Цветы сражалися друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругой Они сразили палачей. Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью мно­гих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь: Октябрь! Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали. Идет время и с новой действительностью не все ла­дится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен: Я из Москвы надолго убежал: С милицией я ладить не в сноровке... Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. В душе поэта идет постоянная борьба — борьба ме­жду приятием и неприятием установившегося поряд­ка в государстве. С одной стороны, он всеми силами пытается принять «Русь советскую», но, с другой сто­роны, он чувствует боль и обиду за то, что он сам ос­тался невостребованным новой действительностью: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гне­ва и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом гре­хов и ошибок: Цветите юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других: Каждый труд благослови, удача! А для себя он оставляет путь «к неведомым преде­лам». Возможно, горьким предчувствием наполнены эти строки стихотворения. Вскоре поэт, действитель­но, ушел из этой жизни «в мир иной». Его лирика раз­нолика, как и сама его жизнь. Любовь, радость, грусть, разочарование, неверие, стремление понять и принять неведомое доселе — все находит свое отраже­ние в творчестве этого великого русского поэта. Жизнь и творчество С. А. Есенина сложны и противо­речивы, он заблуждался и нередко совершал ошибки. Но в одном он постоянно был верен себе — в стремле­нии постичь сложную, тяжелую и, часто, трагиче­скую жизнь своего народа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Отражение революционной эпохи в стихотворениях С Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Отражение революционной эпохи в стихотворениях С Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Отражение революционной эпохи в стихотворениях С Есенина, Есенин