Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина - сочинение
Прежде чем приступить к рассмотрению мифопоэтической картины мира поэзии С. Есенина, следует выяснить, что представляет собой само понятие « картина мира». Термин «картина мира» был введен Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате», но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. В самом общем виде «модель (или картина) мира» определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире.
Само понятие «мир», модель которого описывается, понимается как человек и среда в их взаимодействии, результат переработки информации о среде и о самом человеке. «Модель мира» совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего). Эта неразрывная связь диахронии и синхронии - неотъемлемая черта «картины мира». Это понятие часто предполагает тождество макрокосмоса и микрокосмоса, природы и человека. Это тождество объясняет многочисленные примеры антропоморфного моделирования не только космического пространства и земли в целом, но и бытовых сфер - жилища. Она ориентирована на предельную космологизированность сущего: все причастно космосу, связано с ним, выводимо из него. Предполагает описание основных параметров вселенной-пространственно-временных.
Организация пространства и времени связана с указанием сакральных точек - центра мира, «святынь», «священных мест» и «священных дней». В недрах мифопоэтического сознания вырабатывается система двоичных различительных признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описания семантики «модели мира». Эти противопоставления связаны с характеристикой структуры пространства (верх - низ, небо - земля, земля - подземное царство), с временными координатами (день - ночь, весна - зима), с цветовыми характеристиками (белый - черный), а также противопоставления мокрый - сухой, огонь - вода, мужской - женский, старший - младший, счастье - несчастье, жизнь - смерть.
Для мифопоэтической «модели мира» одним из наиболее распространенных символов этого рода является мировое древо. То есть «картина мира» - «система интуитивных представлений о реальности». «Картину мира» можно выделить у любого народа, нации, каждому историческому отрезку времени соответствует свое представление о мире. Если сопоставить «картину мира» 19-го и 20-го веков, то в 19 веке картина была материалистической, то есть бытие первично, а сознание вторично. В 20 веке бытие и сознание перестали играть определяющую роль и появилось противопоставление языка и реальности. В целом для 20 века было характерно представление о первичности языка, текста. Понятие о времени и пространстве также изменилось, они стали неразрывным единством, которое в свою очередь связано с наблюдателем этого мира. Таким образом, представления о «картине мира» в разное время и в разных традициях менялось, но одно оставалось неизменным - ее бинарность.
«Космос» - (от греч. Порядок, мироздание) в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. Всем мифологическим системам присущ общий набор черт, определяющих космос. Он противостоит хаосу и всегда вторичен. Взаимоотношения космоса и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае космос нередко представляется как нечто включенное внутрь хаоса, который окружает космос извне. Космический закон еще более тесно связывает космос и человека (макрокосм и микрокосм). Космические мотивы можно встретить в творчестве многих поэтов, есть они и у Есенина.
У него практически в каждом стихотворении присутствуют небесные явления, космические пейзажи. Так, например, месяц (луна) упоминается в 52 стихотворениях, солнце (10), звезды (32), небо (14) . Если в мифологизированных понятиях вертикальная структура космоса трехчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего (земля) и нижнего (подземное царство), то у С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому - верхнему миру - относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу - среднему - относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны.
* У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,
* Ели, словно копья, уперлися в небо.
* (« Задымился вечер… «, 1912 г.)
* Погасло солнце. Тихо на лужке.
* (« Табун.», 1915 г.)
* Гляну в поле, гляну в небо -
* И в полях и в небе рай.
* (« Гляну в поле…», 1917 г.)
* В три звезды березняк над прудом…
* («Я покинул родимый дом…», 1918 г.)
Дом, являясь центром вселенной, связан с космосом через крышу.
* От луны свет большой
* Прямо на нашу крышу.
* («Вот уж вечер. Роса…», 1910 г.)
* Луна над крышей, как злат бугор.
* (« Под красным вязом крыльцо и двор…», 1915 г.)
* Галочья стая на крыше
* Служит вечерню звезде.
* («Вот оно, глупое счастье…», 1918 г.)
Выйдя из дома и отправившись в путешествие, лирический герой также ощущает свою связь со вселенной. Здесь вступает в силу « закон микрокосма и макрокосма». Человек - своего рода микрокосм, со всеми своими ощущениями, впечатлениями. Эти впечатления он получает из взаимодействия с природой, с другими людьми, то есть из макрокосма. Хочу концы земли измерить,
* Доверясь призрачной звезде.
* («Пойду в скуфье смиренным иноком…», 1914 г.)
* Манит ночлег, недалеко от хаты,
* Укропом вялым пахнет огород,
* На грядки серые капусты волноватой
* Рожок луны по капле масло льет.
* (« Голубень»., 1916 г.)
* Не гнетет немая млечность,
* Не тревожит звездный страх
* Полюбил я мир и вечность,
* Как родительский очаг
* («Не напрасно дули ветры…», 1917 г.)
Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и
их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в
стихотворении «Песнь о собаке» автор показывает боль животного, его
страдания посредством космических мотивов. Космические мотивы тесно соседствуют и с религиозными.
* С голубизны незримой кущи
* Струятся звездные псалмы.
* («Не ветры осыпают пущи…», 1914 г.)
* Тихо - тихо в божничном углу,
* Месяц месит кутью на полу.
* («Нощь и поле, и крик петухов.», 1917 г.)
В этом стихотворении «месяц» и «кутья» взаимосвязаны древними поверьями. Месяц - в народных представлениях ассоциируется с загробным миром, а кутья - блюдо, которое готовят для поминок умерших людей. Также в произведениях наряду с небесными явлениями упоминаются и «райские жители»:
* О матерь божья,
* Спади звездой
* На бездорожье,
* В овраг глухой.
* («О матерь божья…», 1917 г.)
* « О дево Мария ! -
* Поют небеса.
* («Октоих»., 1917 г.)
* Религиозные обряды и праздники:
* Свечкой чисточетверговой
* Над тобой горит звезда.
* («Серебристая дорога».,1918 г.)
В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко «вселенскому» пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события.
* Но знайте,
* Спящие глубоко:
* Она загорелась
* Звезда Востока!
* («Певущий зов»., 1917 г.)
* Небо - как колокол,
* Месяц - язык,
* Мать моя - родина,
* Я - большевик.
* (« Иорданская голубица»., 1918 г.)
а также стихотворения «Небесный барабанщик» (1918 г.) и «Пантократор»(1919г.). Есенин, описывая небесные светила, обращается к фольклорной тематике в отношении к небесным светилам. Например, в стихотворении «Марфа - посадница» (1914 г.).
* Не сестра месяца из темного болота
* В жемчуге кокошник в небо запрокинула,
* Ой, как выходила Марфа за ворота…
В фольклоре «сестра месяца» - солнце, которое противопоставлено ему как источник жизни, тепла и света. Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события, понять окружающий мир.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Есенин
> Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина