А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина - сочинение


Прежде чем приступить к рассмотрению мифопоэтической картины мира поэзии С. Есенина, следует выяснить, что представляет собой само понятие « картина мира». Термин «картина мира» был введен Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате», но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. В самом общем виде «модель (или картина) мира» определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире.

Само понятие «мир», модель которого описывается, понимается как человек и среда в их взаимодействии, результат переработки информации о среде и о самом человеке. «Модель мира» совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего). Эта неразрывная связь диахронии и синхронии - неотъемлемая черта «картины мира». Это понятие часто предполагает тождество макрокосмоса и микрокосмоса, природы и человека. Это тождество объясняет многочисленные примеры антропоморфного моделирования не только космического пространства и земли в целом, но и бытовых сфер - жилища. Она ориентирована на предельную космологизированность сущего: все причастно космосу, связано с ним, выводимо из него. Предполагает описание основных параметров вселенной-пространственно-временных.

Организация пространства и времени связана с указанием сакральных точек - центра мира, «святынь», «священных мест» и «священных дней». В недрах мифопоэтического сознания вырабатывается система двоичных различительных признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описания семантики «модели мира». Эти противопоставления связаны с характеристикой структуры пространства (верх - низ, небо - земля, земля - подземное царство), с временными координатами (день - ночь, весна - зима), с цветовыми характеристиками (белый - черный), а также противопоставления мокрый - сухой, огонь - вода, мужской - женский, старший - младший, счастье - несчастье, жизнь - смерть.

Для мифопоэтической «модели мира» одним из наиболее распространенных символов этого рода является мировое древо. То есть «картина мира» - «система интуитивных представлений о реальности». «Картину мира» можно выделить у любого народа, нации, каждому историческому отрезку времени соответствует свое представление о мире. Если сопоставить «картину мира» 19-го и 20-го веков, то в 19 веке картина была материалистической, то есть бытие первично, а сознание вторично. В 20 веке бытие и сознание перестали играть определяющую роль и появилось противопоставление языка и реальности. В целом для 20 века было характерно представление о первичности языка, текста. Понятие о времени и пространстве также изменилось, они стали неразрывным единством, которое в свою очередь связано с наблюдателем этого мира. Таким образом, представления о «картине мира» в разное время и в разных традициях менялось, но одно оставалось неизменным - ее бинарность.

«Космос» - (от греч. Порядок, мироздание) в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная.  Всем мифологическим системам присущ общий набор черт, определяющих космос. Он противостоит хаосу и всегда вторичен. Взаимоотношения космоса и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае космос нередко представляется как нечто включенное внутрь хаоса, который окружает космос извне. Космический закон еще более тесно связывает космос и человека (макрокосм и микрокосм). Космические мотивы можно встретить в творчестве многих поэтов, есть они и у Есенина.

У него практически в каждом стихотворении присутствуют небесные явления, космические пейзажи. Так, например, месяц (луна) упоминается в 52 стихотворениях, солнце (10), звезды (32), небо (14) . Если в мифологизированных понятиях вертикальная структура космоса трехчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего (земля) и нижнего (подземное царство), то у С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому - верхнему миру - относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу - среднему - относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны.

    * У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,
    * Ели, словно копья, уперлися в небо.
    * (« Задымился вечер… «, 1912 г.)
    * Погасло солнце. Тихо на лужке.
    * (« Табун.», 1915 г.)
    * Гляну в поле, гляну в небо -
    * И в полях и в небе рай.
    * (« Гляну в поле…», 1917 г.)
    * В три звезды березняк над прудом…
    * («Я покинул родимый дом…», 1918 г.)

Дом, являясь центром вселенной, связан с космосом через крышу.

    * От луны свет большой
    * Прямо на нашу крышу.
    * («Вот уж вечер. Роса…», 1910 г.)
    * Луна над крышей, как злат бугор.
    * (« Под красным вязом крыльцо и двор…», 1915 г.)
    * Галочья стая на крыше
    * Служит вечерню звезде.
    * («Вот оно, глупое счастье…», 1918 г.)

Выйдя из дома и отправившись в путешествие, лирический герой также ощущает свою связь со вселенной. Здесь вступает в силу « закон микрокосма и макрокосма». Человек - своего рода микрокосм, со всеми своими ощущениями, впечатлениями. Эти впечатления он получает из взаимодействия с природой, с другими людьми, то есть из макрокосма. Хочу концы земли измерить,

    * Доверясь призрачной звезде.
    * («Пойду в скуфье смиренным иноком…», 1914 г.)
    * Манит ночлег, недалеко от хаты,
    * Укропом вялым пахнет огород,
    * На грядки серые капусты волноватой
    * Рожок луны по капле масло льет.
    * (« Голубень»., 1916 г.)
    * Не гнетет немая млечность,
    * Не тревожит звездный страх
    * Полюбил я мир и вечность,
    * Как родительский очаг
    * («Не напрасно дули ветры…», 1917 г.)


 
Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» автор показывает боль животного, его страдания посредством космических мотивов. Космические мотивы тесно соседствуют и с религиозными. * С голубизны незримой кущи * Струятся звездные псалмы. * («Не ветры осыпают пущи…», 1914 г.) * Тихо - тихо в божничном углу, * Месяц месит кутью на полу. * («Нощь и поле, и крик петухов.», 1917 г.) В этом стихотворении «месяц» и «кутья» взаимосвязаны древними поверьями. Месяц - в народных представлениях ассоциируется с загробным миром, а кутья - блюдо, которое готовят для поминок умерших людей. Также в произведениях наряду с небесными явлениями упоминаются и «райские жители»: * О матерь божья, * Спади звездой * На бездорожье, * В овраг глухой. * («О матерь божья…», 1917 г.) * « О дево Мария ! - * Поют небеса. * («Октоих»., 1917 г.) * Религиозные обряды и праздники: * Свечкой чисточетверговой * Над тобой горит звезда. * («Серебристая дорога».,1918 г.) В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко «вселенскому» пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события. * Но знайте, * Спящие глубоко: * Она загорелась * Звезда Востока! * («Певущий зов»., 1917 г.) * Небо - как колокол, * Месяц - язык, * Мать моя - родина, * Я - большевик. * (« Иорданская голубица»., 1918 г.) а также стихотворения «Небесный барабанщик» (1918 г.) и «Пантократор»(1919г.). Есенин, описывая небесные светила, обращается к фольклорной тематике в отношении к небесным светилам. Например, в стихотворении «Марфа - посадница» (1914 г.). * Не сестра месяца из темного болота * В жемчуге кокошник в небо запрокинула, * Ой, как выходила Марфа за ворота… В фольклоре «сестра месяца» - солнце, которое противопоставлено ему как источник жизни, тепла и света. Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события, понять окружающий мир.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Поэтическая «картина мира» в поэзии С Есенина, Есенин