А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русь деревенская в лирике С А Есенина - сочинение

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России,
свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились
создать свой неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной
край, родина — это средняя Россия, село Константинове Рязанской губернии,
это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее
сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие
крестьянского говора, с красочным миром природы.

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями
крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт, так как
это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет
через всю свою жизнь:

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба — своеобразным
храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Пройдут годы, но и спустя десять лет в «Руси советской» он напишет о
своем преклонении перед Россией:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Деревенская Россия для Есенина — это не только крестьянская хата, но
и природа, которая ее окружает. Мир природы у него необыкновенно красочен:
здесь и «розовый закат», и багряные кусты, и снег лучистый, и «алый свет
зари», и «вечер голубой», и «синий плат небес», и «роща золотая» — все
яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя русская
природа.

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Поэт писал: «Россия — какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее
что-то». Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой
ее образ с небесами и водной гладью:

Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.





 
Есенинская Россия тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу», как небесно-голубой град Китеж: Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон. Поэт чутко слышит и «шелесты в овсе», и как «звонно чахнут тополя»; чувствует «запах меда от невинных рук». Природа живет своей жизнью, в ней все движется, меняется: «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «вызванивают в четки ивы», «грядки красной водой поливает восход». Используя прием олицетворения, поэт уподобляет природу живому существу: Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую завязь природы с сущностью человека»: Облетает моя голова, Куст волос золотистых вянет... Каждый поэтический образ определен жизнью, в нем слышится диалог Поэта с Миром: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Покидая деревню, «голубую Русь», поэт начинает чувствовать этот разрыв, который с годами станет разрывом трагическим: Только я забыл, что я крестьянин, И теперь рассказываю сам, Соглядатай праздный, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. Все дальше и дальше уходя от своей малой родины, Есенин меняется сам, меняется и его поэзия, ее язык. Исторические события, изменившие всю жизнь России, отразились и в есенинской поэзии. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской. Революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта. Вернувшись в родное село, он уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Возвращение поэта в свой тихий край состоялось после всех «бурь и гроз» жизни. Он вспоминает «голубую Русь», дышащую запахами «меда и роз»: Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз... Поэт пытается осмыслить всю свою жизнь с позиций зрелого человека, хочет разобраться в том, что произошло в стране, и, казалось бы, принимает «все, что было и не было». В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» поэт пишет: И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес. Утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес — песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, он приходит к мудрому пониманию счастья: «Счастлив тем, что я дышал и жил».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русь деревенская в лирике С А Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Русь деревенская в лирике С А Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Русь деревенская в лирике С А Есенина, Есенин