Когда С. Есенин говорит о природе, представляется рязанское село Константиново с милыми сердцу поэта подробностями. Даже мелкие детали быта любовно выписаны.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Чувствуется, что все это дорого, все до боли знакомо.
Когда читаешь прекрасное стихотворение 1918 года «Я покинул родимый дом…», представляется и березняк над прудом, который «теплит матери старой грусть», и отец Есенина, и «клен на одной ноге».
Золотою лягушкой луна
Распласталась по тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
Слова, обращенные к живому, одухотворенному клену, поэтически точны. В нем поэт видит свое детство, радуясь, что «старый клен» похож на него своей пушистой «головой».
Прекрасен романтический образ Голубой Руси в ранней лирике Есенина.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Природа у поэта — это, прежде всего, осень, вечер («лижут сумерки золото солнца»). Это и настроение, и мироощущение Есенина.
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать…
Образы «братьев наших меньших» связаны у поэта родством и с человеком, и с родной природой. У него рождается неразделимый образ деревца-звереныша. Этим доверчивым существам, а также всему, что растет и дышит, противопоставлен образ города — «железного гостя», несущего гибель деревенскому миру.
В «Песни о хлебе», стихотворении 1921 года, развивается трагическая тема разлада всего «живого» и «железного». Гибель приходит в мир деревни уже не извне. Хлебный колос обречен на смерть с самого начала. Изготовление хлеба — цепь убийств. Автор грустит, надеясь преодолеть разлад между деревней и городом, страдает от сознания, что не в силах разрешить запутанные вопросы.
Превозмогая душевную тоску, Есенин все же благословляет день завтрашний, воспевает «шестую часть земли», радуется за жителей будущего.
Удивительно крепкое слияние поэта с природой ощущается в стихотворении 1924 года «Отговорила роща золотая…». С полуслова Есенин и все окружающее понимают друг друга, вместе страдают, думают об одном:
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом…
Человеческий отсвет распространяется на журавлей, которые «уж не жалеют больше ни о ком». Метафора отговорившей рощи приводит к диалогу человека и природы.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Образы, возникающие в стихотворении, жизненно достоверны: роща золотая, старый клен, костер рябины красной.
Природа будто устремляется к поэту, лирический голос которого сливается с ее многоголосьем:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Чувство общности с осенней печальной природой не покидает поэта, хотя и говорит он о своей судьбе:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Голос поэта вот-вот замолкнет навсегда, в ком-то другом продолжится история, а «роща золотая» все так же будет шелестеть своей листвой…
Притягательную силу есенинского слова не заглушает время. Кто еще из поэтов в те далекие годы мог так взволнованно, сильно передать любовь к родной земле? Есенина читают и любят, потому что его поэзия вышла из народа, впитала в себя и солнечный свет, и запах прелой листвы, и тончайшее ощущение природы, которую он боготворил.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Тема природы в лирике С А Есенина. Поищите еще с сайта похожие.