А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» - сочинение


Когда мы читаем стихи, то мы совсем не задумываемся о том, каким размером написано то или иное стихотворение. Мы воспринимаем прежде всего их смысл и пытаемся понять те эмоции, которым передал поэт. Так и я долгое время считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.

Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение.

Так, стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 г. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое совершенно непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 г.
Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы С. Есенин пишет свое знаменитое стихотворение «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но — шире — как прощание с матерью-родиной:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они воспринимаются не как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность: Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Обратимся к стихотворению С. Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии, прежде всего, на мелодичность, музыкальность. Отнюдь не случайно, что до сих пор на стихи Есенина пишут музыку.

Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.
Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький... пропойца, чтоб... умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

 
Это доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов и эмоционально окрашенного слова «струится». Во второй и третьей строфах чувствуются переживания Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться: Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», 6 нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценно-стей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «ничего, родная, и утвердительным предложением «успокойся». Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням: Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтами» вращении домой, но не к прошлому: Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам («не буди...», «не волнуй...», «не сбылось...», «неучи...», «не грусти...», «не ходи...») Такое усиленное отрицание показывает неуверенность, поселившуюся в душе лирического героя. В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет». Лирика поэта любима, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери»
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери», Есенин