А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
О сложности литературного пути Есенина - сочинение

Покажем, что революция явилась для Есенина осуществлением вековой мечты народа о счастливой жизни, вызвала восторженное отношение. Она предстает в грандиозных космических масштабах: «Да здравствует революция на земле и на небесах!» («Небесный барабанщик»). Но реальная жизнь была сложнее. Разобраться в противоречиях сознания поэта поможет обращение к мыслям Писарева о Толстом. Вспомнив, как Писарев объясняет противоречия мировоззрения Толстого, надо помочь учащимся понять, что эпоха, отразившаяся в творчестве Есенина,- это эпоха острейших социальных противоречий, открытой классовой борьбы, разрушения старого мира и становления первого в мире государства трудящихся. Есенин воспринял революцию «по-своему, с крестьянским уклоном», что не могло не породить противоречия между реальной действительностью и утопическим представлением о мгновенном преображении старого мира в земной рай. И это не было свойством сознания одного только Есенина; по определению Горького, Есенин «выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым».

Следует рассказать о стремлении поэта заглушить тоску напускной бравадой, вином, не скрывая негативных сторон биографии поэта, помочь понять трагедию. Покажем, что Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар, а рассматривает их как воплощение гибели человеческой личности. Герой цикла «Москва кабацкая» сознает свою обреченность, невозможность вернуть утраченную гармонию. В его исповеди звучат самоосуждение, надрыв, боль. Он разуверился в моральных ценностях, отрекается от возвышенной любви и вместе с тем сохраняет в душе неизбывную нежность. С вызовом бросает он в лицо хохочущему сброду резкие слова, но за ними стоит жажда взаимопонимания, истинно человеческих отношений. Противоречия Есенина следует показать, прочитав его стихи, например два отрывка из стихотворения «Исповедь, хулигана». В одном видна бравада («Я нарочно иду нечесаным»), в другом - сокровенное («Я люблю Родину»). Прослушав затем подготовленное одним из нас стихотворение «Письмо к женщине», десятиклассники ответят на вопросы, как сам поэт объясняет сущность кризиса, пережитого им, в чем он видит его причины, как характеризует свое новое отношение к современной действительности?

Важно, чтобы все поняли, что сущность кризиса Есенина - не скорбь по утраченному, а трудность увидеть главное («большое видится на расстоянье») в столь сложную эпоху. И причины кризиса - как в противоречиях действительности, так и в «крестьянском уклоне» Есенина. Но при этом главной линией творчества поэта было усиление гражданственности, народности, все более глубокое и верное осмысление революции, стремление понять и принять новое.

Обратимся к стихотворению «Русь», где проявилось новое качество художественного мышления Есенина: революционная действительность предстала в конкретных чертах быта деревни. Сам поэт определял это новое так: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь» (стихотворение «Издатель славный! В этой книге…»). Самим характером стихотворения диктуется необходимость для старшеклассников обратиться к воссозданию в их воображении картин, нарисованных поэтом. Читатели заметят, какие перемены в жизни села увидел поэт и как он относится к приметам нового, которое связано с образами юности, движения, цветения, света, простора, веселья, песни. Есенин чувствует, что страна устремлена в будущее, но это будущее - без него. Поэтому дальше важно поставить вопрос о противоречиях поэта: Почему он чувствует себя «пилигримом угрюмым», иностранцем, одиноким странником? Почему он говорит о своей ненужности народу и стране? Можно сопоставить разное понимание литературоведами строк «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам».

Одни толкуют эти слова как утверждение долга поэта служить революции и народу, оставаясь самим собой, непохожим на других поэтов. Другие считают, что здесь сказалось искреннее признание революции и устаревшее представление о независимости искусства от действительности, свойственное в 20-е годы ряду писателей.

Размышляя над смыслом заглавия стихотворения, старшеклассники подумают над соотношением в нем национального и общечеловеческого, исторического и вечного. Они поймут, что поэт верит в необходимость революционных преобразований, в их соответствие интересам развития нации, их глубокую народность. Есенин убежден, что в  России сохранятся все духовные ценности, что именно таков путь к счастью народов.


 
После этого возможна самостоятельная (или с помощью учебника) работа над стихотворениями Есенина о Ленине. Одним из первых в поэзии Есенин создал образ вождя, попытался осмыслить значение ленинского дела и необычность личности Писарева. Анализ стихотворения «Ленин» можно строить исходя из вопроса, который формулирует сам поэт: * Он вроде сфинкса предо мной. * Я не пойму, какою силой * Сумел потрясть он шар земной? * Как понимать эти слова? * Почему возникает образ сфинкса? * Значит ли он, что поэт сам не знает ответа?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме О сложности литературного пути Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > О сложности литературного пути Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему О сложности литературного пути Есенина, Есенин