А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэтические образы В А Жуковского - сочинение


Василий Андреевич Жуковский - колоссальная фигура в мире литературы XIX века. Он сильно повлиял на развитие таланта юного поэта Пушкина. Известно, что Жуковский подарил молодому человеку свой портрет, который был подписан следующим образом: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Как раз в этот день будущий литературный гений закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Кстати, подарок Пушкин брал с собой во все путешествия и ссылки. Жуковский, изображенный на бумаге, сопровождал своего ученика всю жизнь. В последние дни жизни Пушкина Василий Андреевич сообщал взволнованным поклонникам своего друга о его состоянии. Он писал короткие записки и приклеивал их к входной двери. Именно Жуковский после кончины поэта собрал все его произведения и издал сборник сочинений.

Огромный вклад Жуковский внес в сферу переводной литературы. Если бы не он, русский читатель не скоро познакомился бы с произведениями зарубежных классиков: «Одиссеей» Гомера, балладами Гете, Шиллера, Вальтера Скотта.

Но все же главной заслугой Василия Андреевича Жуковского была его поэзия, наполненная загадочностью и мелодичностью. У него было собственное понимание окружающего мира, и, конечно, это отражалось в его стихах. Он внимательно наблюдал за жизнью природы, старался показать читателю ее подлинную красоту. Его поэтические строки тро¬гают за душу и волнуют воображение:
Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение слетало С небес, незваное, ко мне; На все земное наводило Животворящий луч оно - И для меня в то время было Жизнь и Поэзия одно.
Читая поэзию Жуковского, невольно уносишься мыслями в какую- то волшебную страну. Образ лирического героя четко не нарисован. Можно лишь догадываться, каков его характер. Я думаю, что герой Жуковского печален и задумчив. Его рассказ плавный, неторопливый, лишенный динамичности. Поэзию Жуковского можно сравнить с колыбельной песней.

Элегия «Вечер» - одно из самых знаменитых стихотворных произведений поэта. Жуковский создает образ тихих, спокойных сумерек: Уж вечер... облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой...

Безупречны поэтические образы автора, но главное в лирике Жуковского - это настроение. Лирический герой находится в состоянии легкой грусти, задумчивости и усталости от внешней суеты, нет ни единого переживания, его душа абсолютно спокойна. Вся природа погружена в состояние безмолвного успокоения. Его образы мягкие и нежные (стихотворение «Ночь»):
Ночь молчаливая мирно Пошла по дороге эфирной...

Далее идет обращение лирического героя к звезде: Сойди, о небесная, к нам С волшебным твоим покрывалом, С целебным забвеньем фиалом. Дай мира усталым сердцам. Своим миротворным явленьем, Своим усыпительным пеньем Томимую душу тоской, Как матерь дитя, успокоит.

Образ моря в изображении Жуковского уникален. Как правило, морская вода - это символ бунта, свободы, она бурлит, волна настигает волну. По мнению автора, море - это душа Земли. Оно переменчиво, подобно человеку:
Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Поэтические тексты Жуковского наполнены красочными эпитетами и олицетворениями. К явлениям природы он обращается, как к живым существам. Например, в элегии «Море» он использует слова «ласкаешь», «воешь», «рвешь», «терзаешь» и т. д.

Вполне возможно, что на написание элегии Жуковского вдохновили какие-то личные переживания, такие же сильные, как непостоянная стихия. Очевидно только то, что в момент сочинения стихов его душа была чем-то сильно взволнована.

Еще одно превосходное творение Жуковского - «Царскосельский лебедь». Поэт восхищается увиденной картиной природы. В стихотворении важно не только описание лебедей, но и восхитительные пейзажные зарисовки. Образы так и всплывают перед глазами: Лебеди младые...
Длинной вереницей, белым флотом стройно Плавают в сиянье солнца по спокойной Озера лазури; ночью ж меж звездами В небе, повторенном тихими водами, Облаком перловым, вод не зыбля, реют; Иль двойною тенью, дремля, в них белеют; А когда гуляет месяц меж звездами, Влагу расшибая сильными крылами, В блеске волн, зажженных месячным сиянием, Окружены брызгов огненным сверканьем, Кажутся волшебных призраков явленьем - Пламя молодое, полное кипенья Жизни своевольной.

Поэт обращает внимание и на старого лебедя:
Спутников давнишних, прежней современных Жизни, переживши, сетуя глубоко, Их ты понимаешь думой одинокой!

Жуковский безумно сильно скучает по России. Он тяжело переживает потерю близких друзей и безграничность своего одиночества. Последние годы жизни поэт провел вдали от родных мест и дорогих сердцу людей, поэтому «лебедь благородный дней Екатерины» - это об¬ломок прошлого, приятное воспоминание. Но вместе с тем умирающий лебедь является символом скорбящей души самого Жуковского. Многие поэты предвидят свою кончину. «Царскосельский лебедь» - одно из таких произведений-реквиемов.

Поэтический талант Жуковского проявляется не в умении рифмовать и выдерживать ритм, а прежде всего в самом настроении произведения. Например, в стихотворении «Невыразимое» не уделяется внимание поэтической форме текста. Поэт смотрит гораздо глубже:
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,

 
Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката - Сии столь яркие черты - Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты... Жуковский задает своему читателю вопрос, не требующий ответа: «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Изображение природы в его понимании уникально. Он всегда оставляет что-то недосказанным, чтобы человек сам мог решить для себя, каким будет окончание мысли, соответствующее его настроению. Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоской И начитаться не могу. Кто ей внушал и эту нежность, И слов любезную «небрежность»? У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились». Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор - неравнодушный созерцатель происшествий их жизни, не просто спокойный наблюдатель. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически. а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского). В некоторых же строфах автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.: Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он проявляется и в самом тоне повествования, оценке явлений жизни. Многое из своих ощущений поэт вложил в образ главного героя романа. Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Онегин молод, умен, богат; по своим интеллектуальным качествам он на голову выше окружающей его светской среды - «светской черни», пустоту и ничтожность которой он превосходно понимает и искренно презирает. И в то же время он глубоко несчастен - томится, скучает, нигде не находит себе места, не может заняться никаким делом, которое принесло бы ему хотя бы малейшее удовлетворение. Богатая натура, он не находит себе никакого применения; даже в личной жизни его постигает неудача: роман с Татьяной кончается полным крушением. Но в образе и в судьбе героя показана отнюдь не исключительная жизненная ситуация. Уже при появлении первой главы «Онегина» критики признавали широкую распространенность подобного характера и исключительную правдивость его обрисовки. Пушкин в первой главе подчеркивает свою дружбу с Онегиным, и действительно, современники склонны были узнавать в ряде друзей поэта живой оригинал его героя. Все это свидетельствует, что при яркой художественной индивидуализации, «портретности» образа Онегина Пушкин сумел воплотить в нем некий социальный характер, в котором заключались и черты эпохи. И Пушкин не ограничивается тем, что гениально раскрывает характер героя; он глубоко, психологически точно объясняет его. С этой целью поэт не только представляет своего героя читателям, но и сразу начинает самым обстоятельным образом его с ними «знакомить», последовательно показывает, как и почему этот характер сложился. Но Онегин по своей натуре выделяется из аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества. Покинув его, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду. Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил... Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и прекрасные чувства-любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувств к нему. Он убил своего друга Ленского, поскольку не смог пойти наперекор общественному мнению, которое он внутренне презирал. В подавленном состоянии Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не развеяло его. В образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени. Но я считаю, что образ Онегина глубже - он показывает жизнь и развенчанные идеалы любого молодого человека, столкнувшегося с реальной жизнью.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэтические образы В А Жуковского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Поэтические образы В А Жуковского
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Поэтические образы В А Жуковского, Жуковский