А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Природа и человек в романтической лирике В А Жуковского - сочинение

Василий Андреевич Жуковский принадлежал к романтическому творческому направлению в русской поэтической школе. По существу, можно сказать, что он его создал. Пройдя в начале своей поэтической дороги через недолгое увлечение классицизмом (ода «Певец во стане русских воинов») и сентиментализмом (песня «Мой друг, хранитель-ангел мой…»), поэт впоследствии ни разу не изменит своим романтическим пристрастиям. Вплоть до конца жизни (а умрет он в 1852 году, когда в России уже сформируется и будет плодотворно развиваться критический реализм) этот автор будет создавать романтические произведения. За это он подвергнется даже критике со стороны молодых и не в меру ретивых современников, но будет идти своей дорогой.

Благодаря этому автору и его таланту мы получили возможность наслаждаться романтическими картинами русской природы, изображение которой являлось особенной задачей, с точки зрения романтика. Если классицисты и вовсе не обращали внимания на то, где происходит действие их произведений, а сентименталистам природа была потребна только как фон для изображаемых ими чувствительных сцен, то у романтиков было свое особое видение картин природы и задач, которые могут быть решены при помощи ее изображения в художественном произведении.

Романтики были первыми людьми, которые заинтересовались природой как частью национального колорита своей родины, с одной стороны, а с другой стороны, попробовали мысли и чувства человека связать с картинами природы, мысли лирического героя передать на фоне природных явлений или заставить саму природу дышать, чувствовать, мыслить и переживать, тем самым отражая глубокий и разнообразный внутренний мир человека.

Именно так, в гармонии, нарисованы природа и человек в самых известных произведениях В. А. Жуковского на эту тему – в элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» и других, в которых он изображает Россию, сельское кладбище на ее бесконечных просторах, свое родное село Мишенское, речку Славянку. Эти элегии и предназначались для того, чтобы природа и человек слились в них в единое гармоничное целое, чтобы через картины природы раскрыть «таинственную жизнь души и сердца» человека.

Самым ранним из этих произведений является элегия «Сельское кладбище», написанная поэтом в 1802 году, когда ему было всего 19 лет. В этом стихотворении еще сильно влияние классицизма и сентиментализма, так как оно представляет собой вольный перевод европейски знаменитой элегии английского поэта-сентименталиста Томаса Грея. В. А. Жуковский и сам считал эту элегию началом своей поэтической деятельности, он отмечал, что в переводе отступил от подлинника и внес в свое произведение чувствительные меланхолические ноты.

В этом стихотворении предметом поэзии становится весьма грустное «смиренное кладбище», изображенное на вечерней заре: «Уже бледнеет день, скрываясь, за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой». Время и место для изображения выбраны не случайно: закат дня, возвещающий начало сна природы, и закат человеческой жизни, символизируемый кладбищем, как бы объединяются волей поэта в единое целое. Отсюда весьма логичен переход к мыслям и чувствам лирического героя, размышляющего при виде заката природы и заката человеческой жизни о бренности своей судьбы, мысли о внутреннем мире человека, полном глубокого драматизма: «На всех ярится смерть – царя, любимца славы, Всех ищет грозная… и некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы: И путь величия ко гробу нас ведет!»


 
Поэтому так логично выглядит рассказ селянина о юноше-поэте, который часто встречался ему в этих местах на лоне природы: «Нередко ввечеру, скитаясь меж кустами, – Когда мы с поля шли и в роще соловей Свистал вечерню песнь, – он томными очами Уныло следовал за тихою зарей». Прекрасный идеал души этого юноши был несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью – только с гармоничной и тонко чувствующей природой. В. А. Жуковский проводит параллель природы и неведомого, очарованного «там» глубин человеческой души. По мысли поэта, никогда не сможет человек достичь счастья и блаженства в реальной жизни, отсюда в его поведении «тихое томление» на лоне природы и ранняя смерть юноши-поэта: «Наутро пение мы слышим гробовое… Несчастного несут в могилу положить». Элегия «Вечер», созданная спустя три года после «Сельского кладбища», написана с использованием того же композиционного приема: изображаемый пейзаж пробуждает в сердце героя те же грустные чувства, и в голове – те же безрадостные мысли о бренности всего живого и человеческого существования. Даже время суток выбрано то же самое: закат солнца и восход «луны унылого лика». Правда, на этот раз внимание поэта привлекло не кладбище, а окрестности его родового поместья – село Мишенское с его пленительной русской природой: «Ручей, виющийся по светлому песку…»; «солнца за горой пленителен закат, – Когда поля в тени, а рощи отдаленны…»; «с холмов златых стада бегут к реке»; «пловцы шумят, скликаясь по стругам, И веслами струи согласно рассекают; И, плуги обратив, по глыбистым браздам С полей оратаи съезжают…». Вечер, закат, сон природы и здесь изображены пленительно и подробно, что призвано создать определенный настрой у читателя стихотворения, передать ему своеобразный лирический лад романтической души поэта. Это особенно проявилось в четверостишье, состоящем целиком из риторических восклицаний: «Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!». Гармонично вплетаются в картины природы мысли лирического героя произведения, который полностью совпадает в данном случае с личностью автора этих строк: «Сижу, задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты, С твоим блаженством и страданьем!». Поэт в двадцать три года весьма серьезно размышляет о смерти, которая для него избавление от житейских горестей и слияние с природой: «Так, петь есть мой удел… но долго ль?… Как узнать?… Ах! Скоро, может быть…». В элегии «Славянка», созданной В. А. Жуковским в 1815 году, поэт путешествует осенним днем вдоль берега реки Славянки в Павловске, летней резиденции царской семьи. Картины мирной русской природы перемежаются в этом произведении с печальными размышлениями автора о судьбе человека, государства, с мыслями о бренности земной жизни, к которым располагает окружающий пейзаж: «Я на брегу один… окрестность вся молчит… Как привидение, в тумане предо мною Семья младых берез недвижимо стоит Над усыпленною водою». Поэт размышляет о прошлых временах, воспоминания о которых навеяны ему окружающей природой, и ему становится понятней связь реального и потустороннего мира: «Одна лишь смутная мечта в душе моей: Как будто мир земной в ничто преобратился; Как будто та страна знакомей стала ей, куда сей чистый ангел скрылся». Таким образом, в романтической лирике В. А. Жуковского человек и природа сливаются воедино, так как природа позволяет поэту-романтику полнее отразить те мысли и чувства, которые переполняют его душу. Автор одушевляет природу, передает ей «таинственную жизнь души и сердца».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Природа и человек в романтической лирике В А Жуковского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Природа и человек в романтической лирике В А Жуковского
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Природа и человек в романтической лирике В А Жуковского, Жуковский