А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Стихотворение В А Жуковского «Море» (Восприятие истолкование оценка) - сочинение

Стихотворение русского поэта-романтика начала XIX века Василия Андреевича Жуковского «Море» написано им в 1822 году, в период расцвета его поэтического творчества, когда автору исполнилось 39 лет. В это время он служил при дворе, его творческие пристрастия окончательно определились – он был главой русской школы романтизма, А. С. Пушкин считал его своим учителем, шутливо и почтительно называл «дядькой русской поэзии».

Море как объект действительности, неподвластный воле человека, таинственный, мятежный, малоизученный, всегда притягивало романтиков, вызывало устойчивый интерес как явление природы. Поэтому стихотворение В. А. Жуковского лежит в русле всей романтической традиции 19 века. Достаточно вспомнить байроновское «Море», «К морю» А. С. Пушкина, «Белеет парус одинокий…» М. Ю. Лермонтова, «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф. И. Тютчева, цикл «Море» А. А. Фета.

Каждый из этих авторов воспринимал море по-своему. В стихотворении В. А. Жуковского, в котором море является главным предметом и главной темой изображения, автор называет его живым, дышащим существом, способным любить и думать («Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты»). Поэт пытается исследовать разные состояния этого явления. Мы видим первоначально картину яркого спокойного моря («Безмолвное море, лазурное море»). Но оно не всегда такое, море очень переменчиво, и в изображении поэта на протяжении этого произведения оно мгновенно от покоя переходит к шторму («Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу»).

Основной идеей стихотворения становится попытка объяснить причины быстрой смены погоды на море не естественно-физическими причинами, а психологическими, так как поэт делает море живым разумным существом сродни человеку и пытается передать «психологию» этого существа. Задавая вопрос: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»– автор в русле своей творческой задачи все перемены погоды связывает с переменой психологического настроения изображаемого объекта. «Психологическое состояние» моря связано напрямую с состоянием другого природного явления – неба («Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?…»).

Автор подробно описывает, как спокойное море отражает спокойное небо, именно в этот момент оно умиротворено, безмятежно, ласково. Автор, обращаясь к морю, пишет: «Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его». Когда же небо начинает хмуриться тучами, море в тревоге за него рвет и терзает «враждебную мглу». И еще долго после того, как небо снова стало ясно и безоблачно и тревога должна бы миновать, море не может успокоиться. Поэт говорит: «Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает».

В результате автор приходит к совершенно логичному для его психологической трактовки выводу: обращаясь к небу, он говорит: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него».


 
Таким образом, первоначальное впечатление от стихотворения как от еще одного бесчисленного пейзажа моря сменяется ощущением психологической драмы, которая разыгрывается между морем, небом и землей. Море окружено землей, но стремится к небу. Поэтому мы можем сказать, что основной идеей стихотворения является идея борьбы за свободу и независимость или соединения с любимым (любимой). Подразумеваются в нем вовсе не чувства моря, неба или земли, а, разумеется, человеческие эмоции. Море же является лирическим героем стихотворения, чьи чувства, переживания и мысли передает нам поэт, выражая в них как общечеловеческие ценности, так и свои чувства тоже. Достаточно вспомнить его неудачную попытку жениться на М. А. Протасовой, раннюю смерть самого близкого друга А. И. Тургенева, царскую службу, которой он тяготился, несовершенство общественно-политических отношений, которое его печалило… Тогда становится понятно, что и он тяготится той жизнью, которую ведет, в страхе дрожит за жизнь друзей и стремится к недостижимому идеалу гармоничных, свободных человеческих отношений. Данное стихотворение имеет подзаголовок «Элегия», что говорит о том, что оно написано в традиционном для всех поэтов-романтиков жанре. Он состоял, как правило, из описания картин природы, а далее – из изображения чувств и мыслей, которые эти картины природы вызывают у лирического героя, под которым подразумевался автор. В данном случае В. А. Жуковский строит элегию несколько необычно, так как здесь картины природы перемежаются с описаниями чувств и лирических переживаний, а лирическим героем произведения становится не автор, а море, нарисованное как живое, тонко чувствующее существо. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Этот трехсложный размер, текучий и плавный, очень подходит для изображения такого величественного и значительного явления, как море. В произведении не выделено строф и нет рифмовки, что также работает на замысел автора воспеть свободу поведения и мышления. Для придания торжественности и возвышенности своему тексту В. А. Жуковский использует такие фигуры поэтической речи, как риторические вопросы («Что движет твое необъятное лоно?»); повторы («Безмолвное море, лазурное море…»); инверсию в ряду однородных сказуемых и повтор подлежащих («Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь…»); бессоюзие (см. предыдущий пример) и многосоюзие («И мгла исчезает, и тучи уходят…»). Используются для повышения эмоциональности текста и тропы: эпитеты («испуганны волны»), олицетворения (море дышит и «наполнено думой»), метафоры («Ты льешься его светозарной лазурью»), антитезы («Ты в бездне покойной скрываешь смятенье»). Подбирая устаревшие слова «высокого стиля» языка (лоно, сбираются, подъемлешь, вздымаешь, земныя), поэт стремится достигнуть эффекта торжественности и возвышенности изображаемого им явления природы. Таково стихотворение В. А. Жуковского «Море», которое демонстрирует не только его приверженность к романтической поэзии и романтической традиции изображения этого явления природы, но и его поэтический дар и талант творца, позволивший ему индивидуально и нетрадиционно использовать уже давно сложившийся и хорошо известный жанр элегии, для того чтобы отобразить свои собственные чувства от имени моря и заставить его думать, волноваться, любить и мечтать о свободе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Стихотворение В А Жуковского «Море» (Восприятие истолкование оценка). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Стихотворение В А Жуковского «Море» (Восприятие истолкование оценка)
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Стихотворение В А Жуковского «Море» (Восприятие истолкование оценка), Жуковский