А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема судьбы и рока в произведениях В А Жуковского 2 - сочинение

Василий Андреевич Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом русского романтизма. Белинский писал о нем: «Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм».  На тематику его произведений во многом повлияло его собственное мироощущение, положение в обществе. Так как он был незаконнорожденным сыном помещика Бунина, он чувствовал свою ущербность и выражал свои переживания в произведениях. Таким образом, часть его произведений приобрела биографический характер.  Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание. Патриотическая тема, тема поэта и поэзии также были ведущими.  Жуковский ввел в русскую литературу такие жанры, как элегия, баллада, лирический отрывок (фрагмент), романс, песня.

Одним из первых произведений Жуковского был свободный перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище» (1802 г.). Эта элегия отличается единством настроения и сосредоточенностью на душевных переживаниях, связанных с картинами природы и раздумьями, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора. Элегия начинается с описания вечера - спокойного, безмятежного состояния природы:

    * В туманном сумраке окрестность
    * исчезает…
    * Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
    * Лишь изредка, жужжа, вечерний жук
    * мелькает,
    * Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Затем изображается картина скромного сельского кладбища, на котором поэт предается меланхолическим размышлениям, взирая на могилы поселян, с которыми он сравнивает пышную жизнь богатых вельмож, презирающих бедных и украшающих могилы богатыми памятниками, отражающими их суетное тщеславие. Смерть поэт рассматривает как неизбежный финал жизни любого человека:

    * На всех ярится смерть - царя, любимца  славы,
    * Всех ищет грозная… и некогда найдет;
    * Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
    * И путь величия ко гробу нас ведет!

Лирический герой предается размышлениям о влиянии социальной принадлежности на его судьбу:

    * Но просвещенья храм, воздвигнутый  веками,
    * Угрюмою судьбой для них был затворен,
    * Их рок обременил убожества цепями.
    * Их гений строгою нуждою умерщвлён.

Особое сочувствие автора вызывает могила рано умершего юноши.  Настроению соответствует мелодичный строй речи элегии. Жуковский часто использует повторы («Повсюду тишина; повсюду мертвый сон…»), анафору, то есть единогласие, присущее почти всем произведениям Жуковского. Возрастающая экспрессивная выразительность, эмоциональная окраска смыслового значения слов придают произведению особую красоту.

Новые стороны поэтического дарования Жуковского раскрылись в элегии «Вечер», написанной в 1806 году. В этой элегии отражается душа с ее малейшими оттенками и переживаниями. Вечер - наиболее подходящее время для созерцания природы. Жуковскому удается передать движение в природе, тончайшие оттенки природных красок. Поэт прибегает к олицетворению, метафорам, эпитетам, которые усиливают впечатление от картины вечера. Жуковского по праву считают создателем лирического пейзажа в русской литературе.  На фоне природы лирический герой предается воспоминаниям об ушедших друзьях, любви и постепенно приходит к вопросу о своем собственном назначении в жизни, о своей судьбе, о судьбе и роке в жизни человека:



 
* Мне рок судил: брести неведомой стезей, * Быть другом мирных сел, любить красы * природы… * И, взор склонив на пенны воды, * Творца, друзей, любовь и счастье * воспевать. Лирический герой не сопротивляется своей: судьбе, а принимает ее: «Так петь есть мой удел, но долго ль?..» Смерть воспринимается автором как естественный уход от действительности, как смена вечера ночью. Особенное место тема судьбы и рока занимает в балладах Жуковского. «Баллада - мой избранный род поэзии», - писал Жуковский. Всего им было создано 39 баллад. Баллада «Людмила» является образцом баллады начального периода романтизма. «Людмила» - вольный перевод баллады «Ленора» немецкого поэта Бюргера. В своей версии этого произведения Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай - смиренным воздаянье, ад - бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» - мотив рока, неотвратимости судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое сопротивление человека уготованной ему судьбе бесполезно и бессмысленно. Уже в этой ранней балладе Жуковский проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний мир своего героя. Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу и грусть по милому, надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец. Романтическому характеру баллады соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные эпитеты; «милый друг», «безотрадная обитель», «прискорбные очи», «нежный друг». Поэт обращается к своему любимому эпитету «тихий»- «тихо едет», «тихая дубрава», «тихий хор». Для баллады характерны вопросительно-восклицательные интонации: «Близко ль, милый?», «А, Людмила?», рефрены: «Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится». Жуковский стремится придать своему произведению народный колорит. Он использует просторечные слова и выражения - «миновались», «ждет-пождет» и постоянные эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный», использует традиционный сказочные выражения. В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальыа, «Светлана» - радостная баллада. Основная ее идея - вера в провиденье. В отличие от Людмилы, Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом. Счастливая концовка идеализирует ситуацию. Получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья могут быть только во сне. Эта идеализация подкрепляется итоговым рассуждением: * Лучший друг нам в жизни сей * Вера в Провиденье. * Благ Зиждителя закон: * Здесь несчастье - лживый сон; * Счастье - пробужденье. Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создаёт художественно убедительный образ русской девушки. Недаром Пушкин, создавая образ Татьяны Лариной, опирался на художественный образ Жуковского. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой - во время гадания, то в состоянии ужаса - во время сна. Сон занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу. Однако в отличие от Людмилы, Светлана не забывает о Боге. Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца. Итак, Жуковский был первым русским поэтом-романтиком, который обратился в своем творчестве к внутреннему миру человека, к индивидуальной личности, сосредоточив свое внимание на внутренних переживаниях человека, на его стремлении к идеальному, возвышенному миру. Почти во всех произведениях затрагивается тема судьбы и рока, являющаяся центральной в миропонимании поэтов-романтиков. Хотя во всех произведениях она представлена по-разному: «Сельское кладбище» - неотвратимость смерти, как естественного финала жизни, влияние судьбы на жизнь человека; «Вечер» - размышления автора о своем собственном предназначении в жизни, о своей собственной судьбе; «Людмила» и «Светлана» - вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей, но вывод из всех этих произведений следует один: человек - раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема судьбы и рока в произведениях В А Жуковского 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Тема судьбы и рока в произведениях В А Жуковского 2
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Тема судьбы и рока в произведениях В А Жуковского 2, Жуковский