А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пантеистическая тематика в творчестве Н Заболоцкого - сочинение



Не случайно пантеистическая тематика вошла в творчество Н. Заболоцкого в этот период. Вдалеке от родительского дома, под впечатлением детских воспоминаний, он в древних законах первозданной природы обнаруживает ту целесообразность и упорядоченность, которую не нашел в "царстве узких дворов" ("Бродячие музыканты" (1928). Стихотворения этого цикла выдержаны в торжественном тоне радостного открытия:

Природа в стройном сарафане,
Главою в солнце упершись,
Весь день играет на органе.
Мы называем это: жизнь.

В центре внимания поэта - образ земли-родительницы, от которой веет силой, любовью, лаской. Она дарит жизнь, и она же принимает в себе умершее. Фантазия художника позволила Заболоцкому раствориться в природе, стать деревом, травой, птицей ("В жилищах наших", 1926; "Искушение", 1929; "Человек в воде", 1930).

Животные, растения наделяются сознанием, "оживают", подобно тому как "оживала" в предшествующем цикле стихия городского быта. Но если в сатирических стихах о мещанском прозябании автор "вселял" в предметы злой, мстительный дух, уродующий психику людей, то в произведениях о природе он говорит о ее "всеобъемлющей душе", т.е. универсальном духовном Абсолюте. Она мыслит, страдает, сомневается, но при этом остается величественной, гордой и снисходительной к невежественному, эгоистичному человеку-потребителю. Человек же не способен оценить ее, защитить и сберечь. Напротив, он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы:

...Когда б видали мы
не эти площади, не эти стены,
а недра тепловатые земель,
согретые весеннею истомой;
когда б мы видели в сиянии лучей
блаженное младенчество растений, -
мы, верно б, опустились на колени
перед кипящею кастрюлькой овощей.

Первая книга Н. Заболоцкого "Столбцы", состоявшая из 22 стихотворений, заметно выделялась оригинальностью стиля даже на фоне того многообразия поэтических направлений, каким характеризуется русская поэзия 1920-х годов. Одобрительно отозвались о сборнике В.А. Каверин, С.Я. Маршак, Н.Л. Степанов. Однако время появления сборника, когда был выдвинут лозунг об обострении классовой борьбы во имя победы социализма, не благоприятствовало его полному успеху. Рапповские критики, "разоблачившие" в Заболоцком "непролетарского поэта" и, следовательно, классового противника в литературе, превратно истолковали его произведения, осложнив тем самым его дальнейшую творческую судьбу.

В 1929-1930 гг. была написана поэма "Торжество земледелия". Автор заговорил о страдании как философской проблеме: человек страдает от собственного несовершенства и несет страдания природе, создавшей его. Если люди смогут победить в себе эгоизм, избавятся от корыстного, потребительского образа жизни, сплотятся между собой, то им откроется мудрость коллективного преобразования мира, мудрость земледелия, мудрость самой природы. В продуманной целенаправленной деятельности поэт видел выход из хаоса, освобождение от власти сильного над слабым, людей над растениями и животными.

 
В 1932 г. Н.А. Заболоцкий познакомился с космогоническими идеями К. Э. Циолковского о монизме Вселенной - единстве и взаимосвязи всех организмов и материй. Согласно теории монизма Вселенной, все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи, наделенной сознанием. Благодаря их вечному взаимодействию и взаимопревращению возможна гармония природы. Хотя Заболоцкий давно интересовался философией естествознания и изучал труды Платона, Ф. Энгельса, Г. Сковороды, В. И. Вернадского, работы Циолковского произвели на него неизгладимое впечатление. В его стихотворениях зазвучал голос мыслителя, заглянувшего в тайны мироздания. Однако и теперь в решении этой великой загадки он не отказался от пантеистического подхода. В начале 1930-х годов были написаны поэмы "Безумный волк" (1931), "Деревья" (1933), "Птицы" (1933), несохранившаяся поэма "Облака", стихотворения "Школа жуков" (1931), "Венчание плодами" (1932), "Лодейников" (1932). В их основе лежит натурфилософская концепция мироздания как единой системы, объединяющей живые и неживые формы материи. Каждый элемент материи "чувствует", "отзывается" и в высокоорганизованном существе, и в неорганическом мире: Природы вековечная давильня Соединяла смерть и бытие В один клубок, но мысль была бессильна Соединить два таинства ее. В зрелом творчестве Заболоцкого природа утрачивает статус матери и спасительницы и перестает обозначать только целинные просторы земли, леса с их диким населением. Природа - это все сущее: материя, малые и большие частицы, из которых строится ткань и плоть звезд, планет, предметов и организмов, заполняющих космос. Поэта продолжала волновать идея избавления мира от вечного "равномерного страданья", от подавления слабого сильным. Он по-прежнему утверждал возможность преобразования мироздания: Мир должен быть иным. Мир должен быть круглей, Величественней, чище, справедливей, Мир должен быть разумней и счастливей, Чем раньше был и чем он есть сейчас. По мысли Заболоцкого, разум человека должен способствовать совершенствованию разума, присущего всем частицам, и стать движущей силой последовательного развития материй от простых к сложным. Природа больше не противопоставляется людям, не возвышается над ними, она становится соучастницей и помощницей человека-творца, сопереживает с ним трудности и успехи, дарит ему накопленную мудрость и сама обогащается новым опытом. Природа и человек равноправны, взаимосвязаны и взаимозависимы. Этой теме посвящены стихотворения "Засуха" (1936), "Весна в лесу" (1935), "Все, что было в душе" (1936), "Вчера, о смерти размышляя" (1936).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Пантеистическая тематика в творчестве Н Заболоцкого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Заболоцкий > Пантеистическая тематика в творчестве Н Заболоцкого
Николай Заболоцкий

Николай  Заболоцкий


Сочинение на тему Пантеистическая тематика в творчестве Н Заболоцкого, Заболоцкий