А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Социальный прогноз в литературное произведении - сочинение



Мы живем в нелегкое время, но должны быть благодарны ему хотя бы за то, что к нам вернулись незаслуженно забытые имена и произведения. Среди них Евгений Замятин и его литературное произведение «Мы». Эта книга, оказавшая огромное влияние на европейскую литературу, изучавшаяся в учебных заведениях многих стран, в России была опубликована почти через семьдесят лет после своего появления. Почему? Наверное, потому что ее автор произведения не умел лгать и не хотел скрывать своей тревоги при виде того, что происходило с его родиной после Октября 1917 года. Писатель разделил судьбу многих своих современников: его книги не печатали, а сам он вынужден был эмигрировать. Справедливой остается горькая истина о том, что нет пророка в своем отечестве.


«Мы» — литературное произведение о будущем, о далеком будущем — через много веков. В нем проверяется состоятельность мечты, на протяжении веков сопутствовавшей человеческой цивилизации. Тревожное ощущение возникает уже от названия книги. «Мы» — слово-лозунг, слово-символ сознания массы. Писатель показывает реальную суть утопии, осуществленной якобы от имени большинства и ради его блага. В категоричности «мы» звучит запрет на «я». Именно на этом запрете зиждется власть Единого Государства, о котором рассказывается в литературное произведение. Повествование ведется в форме дневника главного героя, что придает особую достоверность, позволяет познакомиться с судьбой и взглядами одного из жителей общества будущего, с языком и стилем Единого Государства. Сюжет литературное произведение воспроизводит не самые безоблачные дни в жизни «нового мира». В Едином Государстве зреет заговор, появляется подпольная организация «Мефи». На первый взгляд, это кажется абсурдным. Заговор против счастья, против «земного рая»? Но посмотрим, какой же социальный прогноз делает Евгений Замятин?


Мы видим великое Единое Государство, которое возникло после Двухсотлетней войны, когда выжили всего «0,2 населения земного шара». Они победили не только врагов, но и саму природу. Люди отгородились от нее Зеленой Стеной, за которую запрещено выходить. Веточку ландышей можно достать только в Ботаническом Музее. Жизнь Единого Государства подчинена Часовой Скрижали, в соответствии с которой все одновременно спят, просыпаются, едят «нефтяную пищу», гуляют, работают и даже занимаются любовью. Для того чтобы управлять людьми, есть «искусная, тяжкая рука Благодетеля». Для того чтобы следить, как исполняется повседневный регламент, «есть опытный глаз хранителей». Быть счастливым — долг каждого. Необходимое условие существование в Едином Государстве — идеальный, отлаженный быт. Но чистота и порядок в домах — это часть надзора за частной жизнью граждан. Стеклянные жилища просматриваются насквозь, шторы опускаются только тогда, когда разрешена любовь по «розовым талонам». В Едином Государстве не может быть долгих привязанностей, искренних чувств. Здесь каждый принадлежит всем. Если нет любви, то нет и семьи. Детей разрешено иметь только тем, кто соответствует Материнской и Отцовской Нормам, но родителями в полной мере не становятся и они, так как их питомцев воспитывает Государство. Эти реалии будущего перестают удивлять, когда вспоминаешь, что речь идет не о людях, а о «нумерах».


Как будто все равны и счастливы, не о чем не думают, ни в чем не сомневаются, однако это не совсем так. Среди героев есть те, кого не удовлетворяет такое «счастливое» будущее. Чаще всего протест исходит от женщин, так как им тяжелее всего смириться с жизнью без любви. Так считает 0-90, которая решает родить ребенка, хотя и не подходит под Материнскую Норму. Другая героиня — 1-330 — возглавляет восстание против Единого Государства. Именно благодаря этой женщине пробуждается «я» в главном герое. Д-503 влюбляется по-настоящему, в нем просыпается душа. Бывший законопослушный гражданин начинает сомневаться в безукоризненности «идеальной несвободы», собирается отдать «Интеграл» в руки бунтовщиков. Но для 1-330 литературное произведение с Д-503 — это только задание. Сокрушенный ревностью и разочарованием, главный герой произведения соглашается на операцию по удалению фантазии. Круг замкнулся: восстание подавлено, Д-503 окончательно обезличен, он с гордостью заявляет: «Я уверен — мы победим».


Трагической иронией звучит в финале это обещание победы и счастья. Государство подчинило себе личность, попытка прозрения обернулась окончательной гибелью. Но не случайно столь мрачен автор произведенияский прогноз. Всем ходом литературное произведениеа Евгений Замятин раскрывает перед нами его центральную идею: «Этот литературное произведение — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти... государства — все равно какого». Нельзя строить мир, в котором нет места чувствам, нельзя поддаваться давлению тоталитарной системы. Когда «я» растворяется в «мы», человек перестает быть человеком.


Евгений Иванович Замятин стал печататься с 1913 года, и с этого времени приобрели популярность его повести «Уездное», «На куличках», «Островитяне» и другие. Литературное произведение «Мы», написанный автор произведениям в 1921 году, увидел свет в России лишь в 1988 году.


Столь долгий путь произведения к своему читателю объясняется необычностью литературное произведение. Это антиутопия, в которой автор произведения пытается создать картину будущего мира, начало которому закладывали большевики.




 
Безусловно, писатель заостряет проблему, акцентируя внимание читателей на серьезных вопросах: что несет человечеству отказ от демократии? Как скажется в будущем формальное отношение к выборам, единогласное одобрение постулатов правителя, отсутствие в стране оппозиции? Во всем этом Замятин видел опасные тенденции, которые могут привести человечество к единомыслию, жизни в полицейском государстве, где невозможно будет развиваться личностям, а лишь «роботам», каждый час которых будет расписан и регламентирован. Одинаковость всех, отказ от индивидуальностей несет серьезные последствия. Когда все думают одинаково, ходят строем на прогулку, одеты в униформу и живут в однотипных жилищах, просвечивающихся насквозь,— что может быть страшнее и нелепее? По мнению героя-рассказчика литературное произведение «Мы»: «Освобождение? Изумительно: до чего в человеческой породе живучи преступные инстинкты. Я сознательно говорю: «преступные». Свобода и преступление так же неразлучно связаны между собой, как... скорость и движение...» В антиутопии «Мы» Замятин показал, как можно заорганизовать жизнь человека, превратить его в послушную машину, которая будет выполнять любую работу, соглашаться на разные нелепости. Причем такая жизнь вполне устраивает жителей этой страны. Они счастливы, что живут в неком «идеальном» сообществе, где нет необходимости мыслить, что-то решать. Даже выборы главы государства доведены до абсурда. Уже несколько лет выбирают одного из одного, подтверждая полномочия «Благодетеля». Государство смогло сделать самое страшное — убить в людях душу. Они потеряли ее вместе со своими именами. Теперь лишь номера отличают одного индивидуума от другого. Свое возрождение Д-503 воспринимает как катастрофу и болезнь, когда врач говорит ему: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа». На время Д-503 пытается вырваться из обыденного круга, оказывается среди бунтарей. Но привычка жить по давно заведенному порядку оказывается сильнее любви, привязанностей, любопытства. В конце концов страх перемен и привычка к послушанию побеждают было возродившуюся, но еще не окрепшую душу. Спокойнее жить по-прежнему, без потрясений, без мыслей о завтрашнем дне, вообще ни о чем не заботясь. Опять все хорошо: «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я абсолютно, абсолютно здоров... из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто...» Ярко и убедительно Замятин показал, как возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию идиллической, описательной утопии. Произведение талантливо и образно показало путь человечества к полицейскому государству, существующему не для человека, а для себя. Не так ли и в СССР шло строительство «монстра» для себя, а не для людей? Именно поэтому литературное произведение Замятина «Мы» не печатался на родине писателя долгие годы. В своем произведении автор произведения очень убедительно показал, к чему можно прийти в результате строительства «счастливого будущего».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Социальный прогноз в литературное произведении. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Замятин > Социальный прогноз в литературное произведении
Евгений Замятин

Евгений   Замятин


Сочинение на тему Социальный прогноз в литературное произведении, Замятин