А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изучая «Записки охотника» Тургенева - сочинение

Цензура, запрещала изображать тяжелое положение крепостных крестьян, а Тургенев рисовал его, подчеркивая обездоленность и нищету барщинных крестьян. Рассказ начинается с деловой справки о калужском и орловском крестьянах, но это, казалось бы вполне безобидное, сухое сопоставление двух «пород людей» было маскировкой; оно ясно говорило тому, кто умеет читать между строк, что положение помещичьих барщинных крестьян ужасно - такова жизнь орловского мужика, ютящегося «в дрянных осиновых избенках»; он «ест плохо, носит лапти». Но стоит путам хоть слегка ослабеть, и положение крестьянина улучшается, такова жизнь калужского оброчного мужика, обитающего в просторных избах, торгующего маслом и дегтем, носящего по воскресеньям сапоги. Оброчный мужик «высок ростом, глядит смело и веселее, лицом чист и бел», а барщинный мужик «невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья».

Все эти сопоставления сделаны как будто невзначай, без всякой нарочитости; замечания о внешности, о выражении лица орловского крестьянина, о бытовых его условиях, - наиболее важных в идейном смысле, заслонены другими деталями - о природе, о внешнем виде деревни. Кажется на первый взгляд, что самая мысль о крепостном праве отсутствует в рассказе; тем не менее, она, несомненно, выступает между строк, в виде неизбежного вывода, который обязательно сделает внимательный читатель.

Подобная же маскировка, скрывающая недозволенную цензурой картину положения крестьян, несомненно, надеется и в характеристиках Хоря и Калиныча. Хорь - на оброке: он сумел создать себе более или менее сносное положение и завоевать некоторую независимость от барина, а Калиныч не может держать хозяйства в исправности, потому что барской прихотью оторван от земли - он сопровождает барина ежедневно на охоту.

    * Попал Хорь в вольные люди, - продолжал он, как будто про себя; - кто без бороды живет, тот Хорю и набольший.
    * ты сам бороду сбрей.                      
    * Что борода? борода - трава: скосить можно.
    * Ну, так что ж?


 
* А, знать, Хорь прямо в купцы попадет; купцам- то жизнь хорошая, да и те в бородах. * А что, ведь ты тоже торговлей занимаешься? - опросил я его. * Торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком… Что же, тележку, батюшка, прикажешь заложить?» Каждая реплика в этом диалоге - обиняк и намек на бесправие крестьянина: даже Откупившийся от помещика крестьянин не становится вольным - он все равно попадет в кабалу у любого чиновника, и лишь возможность выйти «в купцы» может обеспечить ему некоторую независимость. Но обо всем этом речь идет в замаскированной форме; Хорь дает неясные, двусмысленные ответы. Диалог этот, показывающий в какой мере Тургенев владел эзоповской речью, просится на сравнение с диалогом, написанным Щедриным как образец - «рабьей манеры». Этот диалог происходит между барином и крепостным слугой, не желающим прямо, как и Хорь, ответить на вопросы, поставленные помещиком. Барин из главы «Столп» в «Благонамеренных речах» хочет узнать мнение своего слуги насчет цены, которую дает на землю покупщик. Тургенев строит портреты Хоря и Калиныча на весьма ловко замаскированном противопоставлении крестьян - барину, их духовных качеств - «светскому образованию» «пустого светского человека». Добрый и полный расположения к людям, Калиныч привязан и к барину, за ним «наблюдал, как за ребенком», защищал его от нападок Хоря, и в ответ на свое хорошее человеческое чувство (в Калиныче не было никакого раболепства перед барином) Полутыкин обнаруживает черствость н эгоизм; он своей любовью к охоте разоряет Калиныч а и лишь «в прошлом году гривенник пожаловал на лапти», хотя па охоте «что день, то лапти». Таково, следовательно, мелочное скопидомство помещика. Все эти сопоставления делаются мимоходом, без всякой акцентировки, и сам собой напрашивается вывод о превосходстве крестьянина над своим барином и в интеллектуально, и в моральном отношениях, и в знании жизни. Рассказ оканчивается иронической двусмысленностью, обобщающей все сказанное ранее о Полутыкине, и относящей его характеристику также к другим представителям дворянства. Хорь расспрашивает охотника о его вотчине. «Что же ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» - «Живу». - «А больше, чай, ружьем пробавляешься?» - «Признаться, да».- «И хорошо, батюшка, делаешь; стреляй себе на здоровье тетеревов, да старосту меняй почаще». Последняя фраза многозначна по своему смыслу. Под добродушно-насмешливым тоном скрыто признание полной несостоятельности поместного класса, никчемности и бессмысленности его существования.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изучая «Записки охотника» Тургенева. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Записки охотника > Изучая «Записки охотника» Тургенева
Записки охотника

Записки охотника


Сочинение на тему Изучая «Записки охотника» Тургенева, Записки охотника