А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Традиции Гоголя в «Записках охотника» - сочинение


Творчество Гоголя, наряду с творчеством Пушкина, было знаменем передовой русской литературы 40-х годов. Огромно было влияние Гоголя на современных писателей. С творчеством Гоголя Белинский связывал появление плеяды литераторов, целой литературной школы, «которую противники ее думали унизить названием натуральной».1 Белинский подчеркивал, что Гоголь явился основателем новой школы. Писатели этой школы сознательно воспользовались творческими принципами Гоголя, применили их последовательно, не боясь пойти на конфликт с великим писателем, когда он в конце своей жизни отступился от своего творчества. И стал проповедовать в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1846) реакционные идеи.

«Натуральная школа» 40-х годов - явление сложного порядка. Состав писателей, причислявших себя к ней, неоднороден. Но делать, из этого вывод, что «натуральная школа» - понятие «условное», было бы неправильно.

Это - совершенно реальное явление в русской литературе и общественно-литературной борьбе 40-х годов. Белинский называл по именам писателей «натуральной школы», относил к ней такие произведения, как романы «Кто виноват?» Герцена и «Обыкновенная история» Гончарова, деревенские повести Григоровича, «Бедных людей» Достоевского, очерки Даля, «Записки охотника» И. С. Тургенева. «Натуральная школа», как этап в развитии русского реализма, имела известную общность признаков и особенностей, что отнюдь не исключало противоречий в этом течении, борьбы различных тенденций.

Белинский обобщал сильные стороны литературы 40-х годов, обосновывал необходимость всемерного развития в ней критического направления, как выражения развертывавшейся освободительной борьбы русского народа, воспитывал писателей в духе демократической идеологии, в духе материалистической эстетики.

В новой литературной школе, - писал Белинский, - утвердились «стражи здравого эстетического вкуса против всего фразерского, натянутого, неестественного, слабого, сентиментального, ложного: мы говорим об иронии и юморе». Муза писателей «натуральной школы» «любит людей на чердаках и в подвалах», проникнута «гуманной мыслью», одушевлена интересом к самым важным, острым современным общественным вопросам. Новая школа отличается «преобладающим отрицательным направлением».


 
С каждым годом росли успехи писателей гоголевского направления. Белинский обобщал, поддерживал все лучшее, передовое в литературе, ставил перед писателями новые задачи, укреплял среди писателей-современников чувство высокой ответственности перед народом, прививал им взгляд на литературную деятельность, как на общественную деятельность в интересах народа, во имя прекрасного будущего родной страны. В знаменитом письме к Гоголю он подчеркивал, что общество видит в русских, писателях «своих единственных вождей и спасителей от русского самодержавия, православия и народности…» В своих статьях 1846 - - 1848 годов Белинский всесторонне обосновал задачи передовых писателей, обобщил их опыт. Литература должна быть проникнута «публицистичностью»: «Главное, чтобы она вызывала вопросы, производила на общество нравственное впечатление».8 Писатель- борец за передовые идеи. Белинский требовал от писателя «резко определенного характеристического образа мыслей». Без больших, глубоких мыслей не может быть настоящей литературы: «В картинах поэта должна быть мысль, производимое ими впечатление должно действовать на ум читателя, должно направление его взгляду на известные стороны жизни». Литература должна давать «изображение картин общественности, «анализ общественной жизни». Особенно важной задачей синил Белинский изображение народа. Под «натуральной школой» Белинский понимал то, что несколько позднее стали называть реализмом. Белинский резко критиковал отклонения от реализма в сторону натурализма. Художник должен «проникнуть мыслию во внутреннюю сущность дела, отгадать тайные душевные побуждения, заставившие эти лица действовать так, схватить ту точку этого дела, которая составляет центр круга этих событий, дает им смысл чего-то единого, полного, целого, замкнутого в самом себе». «Когда в романе или повести нет образов и лиц, нет характеров, нет ничего типического, — как бы верно и тщательно ни было списано: с натуры все, что в нем рассказывается, читатель не. найдет тут никакой натуральности, не заметит ничего верно подмеченного, ловко схваченного». Одним из ближайших соратников Белинского в середине 40-х годов, горячим пропагандистом гоголевского направления в литературе был еще молодой в то время писатель И. С. Тургенев. Сознательную ориентацию на творческие принципы Гоголя, развитие некоторых тем и идей Гоголя можно заметить уже в ранней поэме Тургенева «Помещик», в его повести «Петушков» и пьесах 40-х годов. Традиции Гоголя были творчески развиты молодым писателем в «Записках охотника», произведении, сделавшем имя Тургенева широко известным. «Записки охотника» создавались в течение ряда лет и «Хорь и Калиныч» был написан в 1846 году и опубликован в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. В течение 1847 и 1848 гг. Тургенев опубликовал первые 14 рассказов из цикла «Записок охотника» (написанный летом 1847 г. рассказ «Два помещика» появился позднее, лишь в 1852 году, в отдельном издании «Записок охотника»). Некрасов сообщал Тургеневу о том, что первые же его рассказы «сделали такой же эффект, как романы Герцена и Гончарова…»2 В своем обзоре русской литературы за 1847 год Белинский поставил рассказы Тургенева тотчас после романов Герцена и Гончарова, отнес их к самым замечательным явлениям в литературе за истекший год. Рассказы Тургенева возникли в исторических условиях второй половины 40-х годов, когда усилилась борьба широких масс крестьянства против крепостного права, когда под руководством Белинского в русском общественном движении, в особенности в литературе, укреплялись прогрессивные антикрепостнические силы. Белинский ясно определил основные задачи революционной .демократии, наиболее полно и четко сформулированные в известном письме к Гоголю. Под влиянием действительности, живых впечатлений, почерпнутых в Деревне, под непосредственным воздействием Белинского зародился у Тургенева замысел цикла антикрепостнических рассказов, определилось идейное содержание самых сильных, социально значительных очерков («Бурмистр», «Два помещика», «Контора»). Не останавливаемся специально» на этом вопросе, так как он уже нашел освещение в литературоведении.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Традиции Гоголя в «Записках охотника». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Записки охотника > Традиции Гоголя в «Записках охотника»
Записки охотника

Записки охотника


Сочинение на тему Традиции Гоголя в «Записках охотника», Записки охотника