А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Своеобразие языка рассказов М Зощенко (на примере рассказа "Встреча") - сочинение

Творчество Михаила Михайловича Зощенко само­бытно. Он выступил создателем оригинальной коми­ческой новеллы, продолжив в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый ху­дожественный стиль. Период расцвета таланта писа­теля приходится на двадцатые годы. Основой зощен-ковского творчества двадцатых годов является юмо­ристическое бытописание. Автор пишет о пьянстве, о жилищных делах, о неудачниках, обиженных судь­бой. Главенствует мотив разлада, житейской нелепи­цы, какой-то трагикомической несогласованности ге­роя с темпом, ритмом и духом времени.

В рассказе «Встреча» герой рассказывает о себе, о происшествии, которое ему запомнилось. На первом плане человек очень довольный собой: «Скажу вам от­кровенно: я очень люблю людей». Но тут же заявляет, что «не видел бескорыстных людей», тем самым опро­вергая только что сказанное.

Рассказ ведется в разговорном стиле. Для него ха­рактерны короткие предложения, часто расчлененные, неполные: «А шел я, знаете, из Ялты в Алупку. Пешком. По шоссе»; «Прошел еще версту. Запарил­ся. Присел на дорогу. Сижу. Отдыхаю». Характерной чертой разговорного стиля являются вводные слова и предложения: «знаете ли», «знаете», «можно ска­зать», «дескать», «думаю», «может». Также неотъем­лемой частью данного стиля является диалог.

Язык героев насыщен просторечиями, «снижен­ной» лексикой, в речи много грамматических непра­вильностей: «насчет него нахожусь в раздумье», «че­рез эту жару даже красота на ум не идет»; «Вот, ду­маю, черт, привязался», «запарился», «поднажал», «завсегда», «живьем».

Речь может сказать многое о человеке. Из разгово­ра героя, мы понимаем, что перед нами человек неда­лекий и не очень грамотный. Ему хочется казаться выше в глазах других и своих собственных. Для этого он употребляет «красивые» слова: «светлая лич­ность»; «при всей своей любви к людям», «красота, можно сказать, неземная»; «отворачиваешься от па­норамы», «мерси», «очень благородно с его стороны», «сердце подсказывает». Все эти выражения являются штампами, за ними ничего не стоит. Разве показав ко­роткую дорогу до Алупки, человек уже стал светлой личностью? Это, оказывается, «очень благородно с его стороны». И все прелести «неземной красоты», ко­торой якобы любуется герой, тоже только пустые сло­ва для него. А думает он о другом: жара, пустынная дорога, на которой, не дай бог, встретить незнакомца. Наш герой труслив, он убегает от парнишки: «Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти».

























 
Речь героя пуста, лишена содержания. Короткую встречу с попутчиком он называет дружбой. По его словам, парнишка «очень симпатичный человек ока­зался». Но добавляет: «Пищевик». Как будто именно это делает человека симпатичным. Слово «пищевик» повторяется: «Весь вечер я думал насчет этого пище­вика». Язык выдает подлинную сущность героя, открыва­ет его истинное лицо. На самом деле он не доверяет ни­кому, даже «светлой личности» -"- другу-попутчику: «Кто его знает — какие у него были мысли, когда он делал свое бескорыстное дело». Об этом он все время думает. Он повторяет: «Кто его знает — а может, ему курить сильно захотелось? Может, он хотел папиро­ску у меня стрельнуть? Вот и бежал. Или, может идти ему было скучно — попутчика искал?» У героя нет до­верия даже самому себе: «Не могу решить, чего он то­гда думал». Зощенковскому герою хочется идти в ногу с про­грессом, он поспешно усваивает современные веяния, отсюда пристрастия к модным именам и политиче­ской терминологии, отсюда же стремление утвердить свое «пролетарское» нутро посредством бравады гру­бостью, невежеством, хамством. За смешными сло­вечками, неправильными грамматическими оборота­ми мы видим и жесты героев, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому. Манерой сказа, краткой предельно сжатой фразой, М. Зощенко достигал того, чего дру­гие добивались введением дополнительных художест­венных деталей. Идет время, но люди часто разменивают свою жизнь на пустяки, дорожат пустыми вещами, живут мелкими интересами, никому не доверяют. Автор призывает отказаться от мелкого зла, уродующего и калечащего жизнь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Своеобразие языка рассказов М Зощенко (на примере рассказа "Встреча"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Зощенко > Своеобразие языка рассказов М Зощенко (на примере рассказа "Встреча")
Михаил Зощенко

Михаил  Зощенко


Сочинение на тему Своеобразие языка рассказов М Зощенко (на примере рассказа "Встреча"), Зощенко