А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Виды изложений - сочинение


Традиционные виды изложений:

 

Подробное изложение.
Сжатое изложение.
Изложение с элементами сочинения.
Выборочное изложение.
Изложение с грамматическим заданием.
Изложение с введением дополнительного материала.
Изложение-миниатюра.
Обучающее изложение.
Вариативные формы изложений:

 

Изложение с продолжением.
Изложение с комментариями.
Стилевое изложение.
Свободное изложение.
Творческое изложение с изменением жанра текста. 
Изложение-повествование по сложному (без яркого, легко запоминающегося сюжета) тексту с использованием плана и опорных слов.

 
Творческое изложение по видимому тексту в форме ответов на вопрос. Изложение в форме реферата. Комментарии: Подробное изложение. Исходный материал должен быть передан в полной мере, со всеми авторскими деталями. Нельзя выпускать на свое усмотрение какие-то фрагменты. Необходимо соблюдать авторский стиль. Не вносить в повествование собственную оценку, не изменять порядок фрагментов. Цель этого вида изложения – подробно, в деталях передать содержание исходного материала. Оценивается тем выше, чем ближе к оригиналу передано содержание исходного материала. Сжатое изложение. Исходный материал должен быть передан в краткой форме. Излагаются основные важные моменты текста. Детали, не отражающие основополагающего в теме исходного материала, опускаются. Необходимо придерживаться авторского стиля, не подменяя его собственным. Чем точнее изложена основная тема исходного материала, тем выше оценка работы. Изложение с элементами сочинения. Может быть подробным или сжатым. Творческое задание (сочинение) дается с опорой на исходный материал. Место расположения его в канве работы может быть тематически произвольно. В творческом задании желательно соблюдать авторский стиль, но высказать свое мнение по поставленному вопросу в соответствии с собственным мировоззрением. Выборочное изложение. Из исходного материала выбирается для письменного изложения обговоренный факт или фрагмент (в зависимости от задания учителя). В данном случае приобщать к изложению другие фрагменты или факты исходного материала недопустимо. Оценивается умение осознавать основные смысловые блоки текста, дифференцировать их. Изложение с грамматическим заданием. Может быть подробным или сжатым. Суть работы сводится к тому, чтобы в канве исходного материала выполнить соответствующее грамматическое задание: написать от третьего лица, заменить прямую речь косвенной, заменить причастные и деепричастные обороты на придаточные предложения и наоборот (где это возможно) и др. Основным критерием оценки является выполнение грамматического задания. Изложение с введением дополнительного материала. Изложение исходного материала предполагает введение на определенном этапе дополнительного материала, известного учащемуся. Это могут быть данные о биографии автора текста, об особенностях творчества, любой фактический материал, известный ученику, но отсутствующий исходном материале. Задачи этого вида изложения – проверить кругозор, умение школьника ориентироваться в информационном материале, дифференцировать его и правильно использовать в работе над основным текстом. Изложение – миниатюра. Может быть использовано на этапе подготовки к предстоящему полному изложению. В качестве исходного материала берется фрагмент из полного изложения (микротема). Для изложения-миниатюры в зависимости от класса берется текст от 50 до 110 слов, время для работы – 10-25 минут. Как и изложения полного объема, изложение-миниатюра могут быть подробными, сжатыми, выборочными, с дополнительным заданием. Обучающее изложение. Проводится на начальном образовательном этапе. Этапы: первое прочтение – ознакомление с исходным материалом, определение темы. Второе прочтение идет по фрагментам (от абзаца к абзацу). Определяется микротема, определяются опорные слова, осуществляется пересказ фрагмента. Фрагмент озаглавливается, записывается как заголовок в плане (и так по всему тексту). Третье прочтение – подготавливает учащихся к пересказу всего исходного материала. При необходимости проводится словарная работа, сложные или незнакомые слова выписываются на доске. После пересказа (часто неоднократного, так как учитель при первичном пересказе делает замечания и комментарии) воссоздается текст письменно в черновом варианте. После этой работы текст прочитывается последний раз. У учащихся появляется возможность корректировки своей работы. Можно приступать к чистовому варианту изложения. Изложение с продолжением. Идея «открытых» рассказов, т.е. рассказов незавершенных или со многими финалами на выбор, принадлежит Джанни Родари. Изложение с продолжением – это тоже «открытые» рассказы. Предполагается два этапа. Первый – вдумчивый анализ предложенного незавершенного текста, когда выбирается вся информация в тексте и подтексте, необходимая для обоснованного завершения работы. Второй – самостоятельное завершение текста на основе этого анализа. Текст обрывается как раз там, где остро встает вопрос, что будет дальше, и надо самостоятельно найти разумное и справедливое решение проблемы и завершить рассказ. При этом предполагается отсутствие ограничений в выборе своего варианта. Правильными могут быть самые различные завершения, основанные на фактическом содержании предлагаемого материала. Изложение с комментариями. Этот вид изложения требует введения в исходный материал собственных рассуждений, оценки, толкования фактов, изложенных в предлагаемом тексте. Чем ярче и убедительней звучит голос ученика, тем выше оценивается работа. Комментарии могут основываться на личном читательском, житейском опыте, на знании фактического материала. Стилевое изложение (изложение с изменением жанра, исходного материала). Данный вид изложения требует хорошего знания учащимися стилей и жанров. Основой работы является полное изменение стиля или жанра исходного материала. Чем точнее ученик выдержит «заказанный» стиль, тем выше оценивается работа. Варианты заданий: заменить художественный стиль исходного материала на научно-публицистический; публицистический – на деловой, научный – на художественный и т. д. Свободное изложение. В этом варианте изложения ученик сам выбирает удобный ему способ изложения исходного материала. Основная задача – сохранить последовательность микротем и не отходить от общей идеи исходного материала. Авторского стиля можно не придерживаться. Изложение-повествование по сложному (без яркого, легко запоминающегося сюжета) тексту с использованием подробного плана и опорных слов. Работа над подобным видом изложения идет в несколько этапов. Первый: начальное прочтение исходного материала с целью общего ознакомления с содержанием, темой, авторским стилем. Второй: фрагментарное чтение с анализом, т. е. определение микротемы. К каждому фрагменту выписываются опорные слова и словосочетания. Название микротемы является пунктом плана. Пересказ микротем не предполагается. Третий: новое медленное прочтение исходного материала и осознание его учащимися. При третьем прочтении рекомендуется править или дополнять наработанный план. После третьего прочтения приступать к черновому варианту изложения. По завершению чернового варианта – последнее прочтение. Оно позволит учащимся окончательно понять текст, логику и последовательность событий или фактов. После правки чернового варианта выполняется вариант чистовой. Творческое изложение по видимому тексту в форме ответов на вопрос. Каждый учащийся имеет перед собой напечатанный вариант исходного материала. Он пользуется им во время работы. К тексту прилагается один – два вопроса. Опираясь на исходный материал, ученик дает развернутые ответы. Ответы даются с опорой на полученные ранее знания и знания, почерпнутые из исходного материала. Изложение в форме реферата. Сложный вид работы, потому что основывается не на одном первоисточнике, а на нескольких, подчиненных теме реферата. Тем более что первоисточники могут быть написаны в разном стиле, а реферат должен иметь одну стилевую манеру. Реферат не является слепым переписыванием исходного материала. Это, прежде всего, анализ первоисточников, направленный на создание целостного научно-публицистического произведения. Этот вид работы предполагает собственные наблюдения и выводы, основанные как на личных знаниях учащегося, так и на почерпнутых из разных источников, список которых прилагается к реферату.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Виды изложений. Поищите еще с сайта похожие.

Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему Виды изложений, Как писать сочинения