А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изучение эпических произведений - сочинение


Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы от IV до Х класса. Эпос представлен в школе разнообразными, жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не. должны снимать при изучении того общего, что "составляет существо эпического рода литературы — способности охватить жизнь в, ее объективной полноте. В современной теории литературы об этом говорится так: «Эпос изображает событие, предстающее как отдельное проявление многостороннего, целого бытия». Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. В каком бы классе они ни анализировались и к какому бы жанру ни принадлежали, внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода литературы. В школьных условиях ими обычно оказываются:

1) тема, проблематика, сюжет (рассматривая их, ученики осмысливают отраженные в произведении жизненные события);
2) образы героев, (знакомясь, с ними, учащиеся постигают разнообразие „человеческих характеров и типов); и
3) образ автора, индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции произведения, его стиле, характере отбора материала и т.д. Всякий раз осваивать всю полноту художественного содержания эпических произведений нет ни возможности, ни необходимости. М. А. Рыбникова писала: «Нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины». Между тем учителю порой кажется, что если не истолковать всех поставленных автором проблем, не остановиться на всех важнейших эпизодах, главах, героях, то произведение окажется неизученным, что ученик, если ему всего не объяснить, многого не поймет. В действительности школьники, если их последовательно приучать к работе с текстом, способны и к Самостоятельным наблюдениям, и к оценке прочитанного.

Все богатство художественных впечатлений они должны получить сами от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора). Все это проще сделать при изучении басни, рассказа, где невелик объем текста и характеры действующих лиц раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении, проявлении. Когда же речь идет о повести, романе, т. е. крупных эпических вещах, особое значение приобретает отбор материала и акцентирования в его интерпретации. Какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить совсем, что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки, на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент—все эти вопросы -постоянно приходится решать, когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения.

Обычно учитель опирается на объективную литературоведческую его трактовку. Однако в школе необычайно важен психологический аспект — стремление вызвать Интерес учащихся, их потребность в активном размышлении-соучастии. Поэтому так существенно для преподавателя знать мнение учеников о произведении, так необходимо учитывать особенности их восприятия романов Толстого, Достоевского, Горького, Шолохова и др. Как правило, в школе внимание школьников сосредоточивают на том содержательном слое произведения, который был им труднодоступен при самостоятельном чтении. При изучении «Сына полка», например, это может быть тема «война и дети», которую сами четвероклассники воспринимают облегченно.




 
А при работе над «Героем нашего времени» таким слоем, чаще всего оказывается идейно-общественное значение романа для 30—40-х годов прошлого века. Самостоятельно восьмиклассники не увидят в романе сокрушительного отрицания Лермонтовым николаевской действительности. Разбор «Героя нашего времени» под этим углом зрения как раз и заставит учеников открыть те его стороны, которые без анализа они не замечают. Нельзя, конечно допускать, чтобы многоплановость эпических произведений сильно суживалась отбором материала и концептуальностью его интерпретации: ведь художественное явление всегда Шире и больше любого истолкования. Поэтому при изучении «Сына полка» внимание будет уделяться и характерам действующих лиц (Вани, разведчиков), и психологическим ситуациям, в которых они оказываются. Независимо от того, какой путь разбора будет принят словесником в качестве основного, работа над эпическим произведением потребует рассмотрения его образной системы. Вычленение образов из единой художественной ткани — процесс трудный, при этой операции легко нарушить целостность восприятия и впечатления, но совершать ее в той или иной мере приходится — из-за невозможности (особенно в старших классах) полностью перечитать произведение в классе, из-за ограниченности времени, из-за необходимости систематизировать знания и представления школьников и т. д. Опасность расчленения произведения искусства меньше ощущается в IV—V классах, где анализ небольших по объему произведений (рассказов, повестей) строится как процесс вдумчивого вчитывания в текст и последующего обобщения. В старших же классах, начиная уже с VIII, когда изучаемые произведения становятся большими, а реальное учебное время, напротив, уменьшается, приходится вычленять в анализе и образы-персонажи, и композицию» и стиль. В результате иногда получается, что текст в сознании школьников как бы начинает распадаться на клеточки. Между тем важно, чтобы каждая клеточка, каждый структурный элемент произведения «был понят не в его замкнутости, а в соотнесении с общим замыслом художника, со всей системой, образов. Не просто образ Райского, например, образ Райского в композиции романа, в отношениях с Волоховым и Верой и т. д. Нельзя понять Райского, если мы не увидим его глазами разных рассказчиков, в разных сюжетных поворотах, в окружении прекрасной, но каждый раз по-новому открывающейся природы. То есть нужно постоянно устанавливать внутренние связи в тексте. Может показаться, что у школьников не создаётся обобщенных законченных представлений об отдельных элементах, образной структуры произведения, что ведет к бессистемности, к аморфности знаний по литературе. Эти реальные противоречия и трудности педагог должен стремиться преодолеть. Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа и позволяет сохранить более или менее целостное представление о произведении. Во-первых, нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на Отдельных элементах образной системы (персонаже, сюжете, композициями т. д.) в процессе постепенного «движения в тексте». Во-вторых, необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления учащихся. В-третьих, надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций школьников в процессе разбора. Эпические произведения изучаются на протяжении всех лет обучения. Конечно, существуют различия в подходе к ним в IV—VII и VIII—Х классах, объясняемые возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть достаточно содержательным. В IV—VI классах при изучении рассказов и повестей главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах (эпизодах) произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе обобщающий момент значительно усиливается. В старших же классах, когда меняется характер курса (он строится на историко-литературной основе) и растут интеллектуальные возможности школьников, изучение эпических произведений затрагивает больше вопросов, требует более сложной деятельности учащихся. Как говорилось выше, различия в работе над эпическими произведениями зависят от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать текстовой' художественный материал вокруг каких-то тем, проблем или компонентов образной системы. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается в любом классе анализ конкретных эпизодов (сцен).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изучение эпических произведений. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > Изучение эпических произведений
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему Изучение эпических произведений, Как писать сочинения