А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ - сочинение

Лучше всего начать работу над заключением с перечи¬тывания вступления. Какие аспекты темы вы выделили как главные, решающие для данной работы? На какие вопросы «обещали» ответить своим сочинением? Именно это опре¬делит логику заключения к вашей работе.
В целом же заключение должно «свести» воедино все ключевые идеи сочинения, но не в деталях и подробностях, а в их общем виде. В заключении частности могут быть пред¬ставлены как проявления универсальных закономерностей, отдельные образы — как характерные культурные знаки, отдельные особенности художественного строя произведе¬ния (сюжета, композиций, языка) — как проявления его жанровой специфики или как приметы стилевой индивиду¬альности автора.
Заключение может допускать и выход за пределы темы — в случае, если необходимо указать, какие художественные открытия того или иного автора нашли продолжение и полу¬чили развитие в творчестве других писателей, как оказалась преломлена та или иная тема в произведениях разных авто¬ров. Не следует только составлять длинные списки продол¬жателей традиций — не забывайте, что все названные в нем писатели уже не имеют прямого отношения к раскрываемой вами теме.
Чтобы потренироваться в формулировании итоговых по¬ложений сочинения, выполните несколько упражнений. 1. Допишите заключение к сочинениям, разверну¬тые планы которых приводятся ниже.
а) «Лирические отступления в романе Л. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Гла¬венствующая роль автора в романа. Автор как лири¬ческий центр повествования.
Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его био¬графию Биографический пунктир отступлений: первая глава — рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая — прощание с молодостью, восьмая — рассказ о лицейских годах. Субъектив¬ный мир автора — в лирических отступлениях. Тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в создании художественного образа эпохи. Соединение в романном повествова¬нии эпической широты и лирической субъективности. «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жиз¬ни» от первого лица.
Лирические отступления и пейзажные фрагменты повествования: объективная «прозаичность» и субъ¬ективная «поэтичность» картин русской природы. Лирические отступления на «литературные» темы: проблемы современной Пушкину литературы (во¬просы жанровых предпочтений, иноязычных заим¬ствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа. Романтизм и романтики в ироническом свете авторского пове¬ствования.
Лирические отступления как литературная биогра¬фия «Евгения Онегина»: воссоздание истории созда¬ния романа на страницах романа. Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это стро¬го...», «пора мне... пятую тетрадь/От отступлений очищать»). Возможные, но нереализованные пути развития романного действия «Планы» и «черно¬вые наброски» будущих произведений в романе Обращения к читателю в лирических отступлениях Образ читателя на страницах романа. «Роман тре¬бует болтовни»: эффект свободного диалога с чита¬телем.
б) Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» (тезисный план).
В какой ситуации в ночлежке появляется Лука? Что меняется в общей атмосфере ночлежки и в жизни каж¬дого ее обитателя с его появлением? Отношения Луки с Анной. Наташей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером. Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно подспудно зрело в их ду¬шах. Не случайно он даже не пытается утешать Буб¬нова, Барона или Сатина. Лука обещает умирающей Анне, что на том свете мук никаких не будет — «от¬дохнешь там!» Актеру внушает, будто в одном городе устроена лечебница для пьяниц. Пеплу рассказывает про «хорошую сторону Сибирь», куда ему с Наташей впору отправиться.
Лука улавливает сигналы индивидуальной мечты, из¬лучающиеся от каждого человека, и дает этой мечте оформиться в целое. Тем самым мечта того или ино¬го ночлежника, впервые найдя человеческий отклик, понимание, начинает крепнуть, а с ней крепнет и до¬верие человека к самому себе. Персонаж оказыва¬ется способен к первому в жизни самостоятельному действию, на котором лежал бы отпечаток его лич¬ности (а не только внешних обстоятельств). Вот как Лука формулирует свой девиз: «Во что ве¬ришь, то и есть». В его действиях нет никакой ко¬рысти. Луку презрительно называют «проповедни¬ком он совсем не читает проповедей. Лука вовсе не говорит никому: сиди и жди, Бог тебя спасет. Он говорит: ты можешь претворить свою мечту в жизнь. Суть того, к чему стремится Лука, раскрывается в его притче о праведной земле. Двойственность той роли, которую играет в кругу ночлежников Лука. Стремясь сглаживать си¬туации, Лука обостряет их — именно потому, что он настойчиво обращается к человеческой активности людей «дна» и стимулирует ее. Но эта пробудившая¬ся активность «срабатывает» неожиданным образом, ибо сталкивается с обстоятельствами, силу которых Лука недооценивает. В этом отношении Лука одно¬временно виновен и невиновен. Герои пьесы относятся к Луке по-разному. Особо значима Сатинская характеристика. Начав с отпо¬веди Бубнову, Сатин в итоге формулирует то, чего не сумел выразить сам Лука. Монолог Сатина — не столько обличение красивой лжи Луки, сколько при¬мер пробуждения Человека в еще одном ночлеж¬нике. Авторская, горьковская, «правда» о человеке включает в себя и правду Луки, и правду Сатина.
Внимательно прочитайте приведенные ниже ва¬рианты заключений к темам по творчеству Гого¬ля, Толстого, Чехова. Постарайтесь определить, к какой именно из трех сформулированных тем по творчеству каждого автора данное заключе¬ние относится. Какие аспекты темы предстают в заключении как наиболее значимые?
а)	Сатирический портрет персонажа, изначально осно¬ванный на утрировании, специальном подчеркивании недолжного, под пером Гоголя приобретает гротескные черты. Смешные и страшные лики гоголевских персо¬нажей — при внутреннем вакууме — единственное их достояние. Обладая диковинной внешностью, кото¬рая, говоря словами самого Гоголя, «словно старает¬ся впрыгнуть в глаза» читателю, они концентрируют в себе черты пошлости, абсурдности того мира, в ко¬тором обитают. Коллективный портрет чиновников, помещиков, крестьян в изображении Гоголя стал подлинным лицом российской действительности 30-х годов XIX века
Варианты тем:
	Авторская ирония и способы ее выражения в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».


 
 Художественные особенности сатиры в творче¬стве Н. В. Гоголя (по поэме «Мертвые души»).  Художественное мастерство Н. В. Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мерт¬вые души»). б) Толстой практически не употребляет по отношению к французам слова «народ». Особенно заметно это в главах, рассказывающих о партизанской войне. По Толстому, русский народ воюет с безликой толпой, которая тает, как снежный ком, катящийся по смо¬ленской дороге, уничтожая себя под тяжестью своей собственной массы. Ни одному французу Толстой не дает духовного прозрения, способности мыслить са¬мостоятельно и нестандартно. Французы получились у Толстого такими, какими и были им задуманы: «не вредными, не ненавидимыми, не виноватыми — про¬сто ненужными» России. Варианты тем:  Образы французов в романе Jl. Н. Толстого «Война и мир».  Наполеоновское нашествие в изображении Jl. Н. Толстого (роман «Война и мир»).  Отечественная война 1812 года и судьбы героев романа Jl. Н. Толстого «Война и мир». в) Печальное ретушируется смешным, а смешное, в свою очередь, просвечивает печальным. То, что фор¬мально могло бы быть признано «мажорным» или «минорным», в чеховской пьесе не только не исклю¬чает, но, напротив, предполагает близость противо¬положного. В этом — чеховское понимание мира, в котором нет «чистых» состояний, но есть движение, то есть жизнь. Варианты тем:  Жанровое и композиционное своеобразие пье¬сы А. П. Чехова «Вишневый сад».  Смешное и печальное в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».  Комические образы и их роль в пьесе А. П. Че¬хова «Вишневый сад». Правильные ответы: а) Художественное мастерство Н. 15. Гоголя в созда¬нии словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»), б) Образы французов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». в) Смешное и печальное в комедии А. П. Чехова «Виш¬невый сад».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, Как писать сочинения