А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ - сочинение

Примерные варианты формулировки темы (из списка тем сочинений на вступительных экзаменах в МГУ):
	Образ Софьи и его художественное значение в ко¬медии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
	Образ Петра I в романе А. Н. Толстого «Петр Пер¬вый».
	Образ Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Основные задачи, которые вам предстоит решить в та¬кого рода темах, — объяснить, как (при помощи каких ху¬дожественных средств) представлен в произведении образ героя, какова его роль в сюжетно-композиционной органи¬зации произведения, в раскрытии его проблематики.
Прежде всего уточните все данные из «досье» вашего ге¬роя (имя, возраст, социальный статус, образование и т. п.). Обратите внимание на то, как автор называет своего героя, и постарайтесь его не «переименовывать» (не превращай¬те пушкинского Зарецкого в грибоедовского Загорецкого, а Максима Петровича из «Горя от ума» — в Максима Максимыча из «Героя нашего времени»); проверьте, помните ли вы, как правильно пишется имя героя — например, княжны Мери или Бэлы из романа Лермонтова, Чацкого из «Горя от ума», monsieur Abbe из «Евгения Онегина».


 
Постарайтесь охарактеризовать те средства, которые оказываются наиболее значимыми для изображения героя (портрет, внутренний монолог, письма и дневники, речевая манера, авторское описание и т. п.). Так, портрет Ленского в романе «Евгений Онегин» намеренно сведен Пушкиным к расхожим, «типажным» характеристикам романтического героя — «хорош собою», «кудри черные до плеч». «Всег¬да восторженная речь», манера воспринимать реальность сквозь призму условно-литературных поэтических клише («он пел разлуку и печаль, и нечто, и туманную даль»), спо¬собность мыслить лишь на языке романтических формул («не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал») — все это отличительные черты речевого портрета героя. Важное место в характеристике Ленского занимают и его стихи, сплошь сотканные из сте¬реотипных метафор и перифразов романтической поэзии («Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»). В оценке же провинциальных помещиков «поклонник Канта и поэт» — это «полурусский сосед», остающийся, впрочем, желанным женихом для их дочерей. Обратите внимание на то, что принципы изображения героя в драме существенно отличны от приемов создания ха¬рактера в эпосе: для драматурга — при отсутствии портрета и развернутых авторских характеристик — решающую роль играют речевые характеристики (поэтому обязательно нуж¬но помнить важнейшие монологи героя), реплики других персонажей о «герое» сочинения. Имеют значение и ремар¬ки, которыми сопровождается та или иная реплика героя. Например, в комедии «Горе от ума» весьма многозначитель¬ными являются авторские ремарки рядом с репликами Со¬фьи, обронившей в присутствии EN. фразу о Чацком: «Он не в своем уме». Уточняющие вопросы EN. («Ужли с ума сошел?») заставляют Софью увидеть второе значение соб¬ственной фразы. Авторскими ремарками — «помолчавши», «смотрит на него пристально» — психологически достовер¬но передается ход размышлений Софьи: достаточно просто не опровергать произнесенную реплику — и известие о том. что Чацкий не в своем уме, станет общим мнением. Обязательно нужно определить и место героя в системе персонажей, указать, с кем из других героев он сопоставлен, кому противопоставлен (и что в таком случае служит крите¬рием противопоставления). Например, в романе «Евгений Онегин» вся система персонажей выстроена по принци¬пу попарного сопоставления/противопоставления героев: Онегин — Татьяна, Онегин — автор, Онегин — Ленский, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга. Соответственно, ан¬титеза Ленский — Онегин высвечивает значимые для ав¬торской концепции образа характеристики: Ленский живет в мире иллюзий, в собственной поэтической реальности, ни¬чего общего не имеющей с реальностью Онегина — миром, в котором любовь обращена в «науку страсти нежной», а «чувства обнаруживать» давно не принято. Важный аспект сочинения-характеристики — роль ли¬тературного героя в сюжете, в развертывании событийной интриги, конфликта. Так, «неадекватный» ответ Ленского, слишком серьезно отнесшегося к шутке Онегина, провоцирует резкое обострение противоречий и, как следствие, становится причиной гибели поэта. Однако в сюжете романа именно после смерти Ленского автор намечает два возможных варианта его будущего: либо это путь поэта, рожденного «для блага мира иль хоть для славы», либо участь мирного деревенского поме¬щика. Разветвление сюжетной линии Ленского остается лишь «наброском», эскизом несостоявшейся жизни — однако оно дает возможность автору переопределить, скорректировать сложившийся в романе образ: Ленский-поэт, обрисованный сквозь призму авторской иронии, теперь вызывает сочувствие, а Ленский-помещик оказывается вписан в ряд тех «деревен¬ских старожилов», к числу которых принадлежали и дядюш¬ка Онегина, и Дмитрий Ларин, и их многочисленные соседи, чей мирный удел — «носить стеганый халат», вести благора¬зумный разговор «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», наконец, просто «пить, есть, скучать, толстеть, хиреть». Обобщая свои наблюдения, в заключении постарай¬тесь подойти к авторской концепции образа, остановив¬шись на тех принципиально значимых его чертах, которые и определяют необходимость его «присутствия» в системе персонажей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ, Как писать сочинения