А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблемный вопрос как формулировка темы - сочинение

Примерные варианты формулировки темы (из списка тем сочинений на вступительных экзаменах в МГУ):

	«Загадка» главного героя в романе А. С . Пушкина «Евгений Онегин».
	Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?
Проблемная тема сложнее в сравнении с темами других ти¬пов, поскольку только знанием литературного материала и его различных интерпретаций при ее раскрытии не обойтись. Она потребует большей самостоятельности и, может быть, даже смелости в рассуждении. При ее раскрытии очень важно удер¬жать равновесие между известным и вновь открываемым, объ¬ективным и субъективным, «очевидным» и «невероятным».
При написании сочинения на подобную тему нужно поста¬раться избежать двух крайностей. С одной стороны, не сто¬ит отвечать на проблемный вопрос излишне прямолинейно, предлагая однозначное и «единственно правильное» решение поставленной литературоведческой проблемы — как прави¬ло, она достаточно неординарна, чтобы укладываться в рамки «простых и доступных» формулировок. С другой стороны не следует переводить проблемный вопрос в риторический не давая на него вообще никакого ответа и превращая экзамена¬ционную работу в сочинение с «открытым» финалом.
Один из возможных путей рассуждения по проблемной теме — «перебор» разных вариантов ответа (а их может быть несколько), которые допускает поставленный в форму¬лировке темы вопрос. Каждый из возможных ответов в ходе рассуждения должен корректироваться, уточняться, конкре¬тизироваться. Хорошо, если будут выдвигаться аргументы не только за, но и против предложенной версии: это позволит убедительно отвести «правдоподобные», но лишенные глуби¬ны и проницательности варианты предполагаемых ответов.
Однако оставлять сочинение без итоговых формулиро¬вок тоже не стоит. Основное назначение «отрицательных» ответов, от которых вы отказываетесь в своем рассужде¬нии, — демонстрация неубедительности «напрашиваю¬щихся», «очевидных» объяснений. Баша гипотеза (именно гипотеза, вряд ли проблемная тема получит окончательное разрешение в сочинении) может оказаться парадоксаль¬ной, но при достаточной глубине аргументации именно она и позволит раскрыть тему.
Приведем примерный алгоритм рассуждения на тему «Кто же главный герой романа "Евгений Оне¬гин"?».
Самим названием романа Пушкин, казалось бы, снимает все вопросы о том, кто же главный герой его произведения: конечно же, Онегин. Заглавный герой не может не быть центральной фигурой романа — так подсказывает привыч¬ная логика. Однако парадокс пушкинского романа в том и состоит, что заглавный герой у него не становится главным.
Первая глава романа открывается внутренним моноло¬гом героя, затем Пушкин представляет Онегина читателю:
С героем моего романа Позвольте познакомить вас. Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы...


 
Однако уже в следующих строках автор словно бы за¬бывает о своем герое и начинает рассказ о себе самом — о своей жизни в Петербурге, о южной ссылке («но вреден се¬вер для меня»). «Высунувшись» из-за плеча своего героя, Пушкин принимается болтать с читателем — и так на про¬тяжении романа будет не раз. Автор то «забудет» Онегина в театре и примется вспоминать свою молодость и «море пред грозою», то оставит его объясняться с Татьяной (в третьей главе) и отправится «после долгой речи и погулять и отдо¬хнуть», то, спохватившись, спросит сам себя: «А где, бишь, мой рассказ несвязный?» Автор постоянно напоминает о своей решающей роли в романе, становясь одновременно и его героем, и его творцом Читатель призван разделить с ним все волнения творче¬ского процесса. Многочисленные рассуждения о классициз¬ме, романтизме, композиции и сюжете романа наводняют страницы «Евгения Онегина»: Я думал уж о форме плана И как героя назову... Пересмотрел все это строго; Противоречий очень много, Но их исправить не хочу... Автор настойчиво требует внимания к собственной ра¬боте, к самому процессу письма. В то же время Пушкину присуща удивительная моцартианская легкость, и он лукаво подсмеивается над поэтами, проливающими пот над пись¬менным столом. Так, например, то иронично, то сочувствен¬но описывая поэтические труды Ленского, автор расстается с иллюзиями романтической молодости — но расстается с грустной улыбкой. Ленский, как и Пушкин, поэт, но это не может сделать его в романе главным героем: иронически оценивая стихи про «романтические розы», «нечто и туман- ну даль», автор однозначно дает понять, что Ленский — ге¬рой ушедшей эпохи. Особое место в романе занимает образ Татьяны: имен¬но по отношению к ней автор позволяет себе быть пре¬дельно искренним и открытым, называет ее самой люби¬мой своей героиней. Может быть, именно она могла бы претендовать на роль главного героя романа? Автор, ка¬жется, подчеркнул ее превосходство над всеми остальны¬ми героями романа. Татьяна, несомненно, более глубокий и умный человек в сравнении с Ольгой (хотя «ни красотой сестры своей», ни ее общительностью не отличается), она способна к сильным и искренним чувствам — в отличие от Онегина, резко выделяется в светском Петербурге есте¬ственной простотой и достоинством. Путь, который Татья¬на проходит в романе, полон драматических коллизий: ис¬кусственный, иллюзорный мир сентиментальных романов, в котором она жила до появления Онегина, разрушается, и на смену ему приходит реальность, с ее подчас жестоки¬ми требованиями к человеку. Именно Татьяну в пушкин¬ском романе отличает подлинность переживаний, будь то любовь к Онегину или тонкое понимание природы; именно Татьяна по-настоящему постигнет Онегина («уж не паро¬дия ли он?», «москвич в Гарольдовом плаще») и по-насто¬ящему, а не по правилам «науки страсти нежной», будет до самого конца его любить. Татьяна, как утверждает сам Пушкин, его идеал Но главный ли герой «Евгения Оне¬гина»? 1-е судьба — лишь часть того жизненного водово¬рота, который был необходим для раскрытия и верного по¬нимания центральных героев. «Евгений Онегин» — «свободный роман». Он адекватен жизни во всей ее сложности, противоречивости, изменчиво¬сти, поэтому и все образы романа, за исключением нарочи¬то кукольных, лишены однозначной оценки. И сопоставив в финальных строфах роман и саму жизнь («кто не дочел ее романа...»), не подсказал ли нам Пушкин, что главный герой «Евгения Онегина» и есть сама жизнь?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблемный вопрос как формулировка темы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > Проблемный вопрос как формулировка темы
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему Проблемный вопрос как формулировка темы, Как писать сочинения