А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - сочинение



По традиции одной из форм письменного экзамена по рус¬скому языку и литературе в высших учебных заведениях оста¬ется сочинение.

Сочинение — это развернутая самостоятельная работа на предложенную тему, сформулированную в соответствии с про¬граммой вступительных экзаменов конкретного вуза. Хотя те¬матические границы общероссийской школьной программы по литературе и соответствующей программы дня поступающих в вузы в основном совпадают, некоторые небольшие отличия абитуриенту следует учитывать1. За сочинение в вузе, как пра¬вило. выставляется одна общая оценка (а не две, как в школе). Эта оценка учитывает и уровень его владения нормами русского языка, и продемонстрированную им полноту, точность и глуби¬ну знаний конкретного содержательного аспекта произведения, заданного предложенной на экзамене темой
Для того чтобы успешно справиться с вступительными ис¬пытаниями. абитуриент должен хорошо знать тексты литературных произведений, владеть важнейшими теоретико-литературными понятиями, уметь анализировать произведения разных литературных родов и жанров
Готовясь к экзаменам обратите внимание на раздел теоре¬тико-литературных понятий в программе вступительных экза¬менов «Ахиллесовой пятой» литературной подготовки выпуск¬ников чаще всего оказывается их неумение выделить в заданной теме подразумеваемую этой темой теоретико-литературную основу. Речь идет о тех нескольких «опорных понятиях», без использования которых сочинение сведется либо к нестрогому эссе, либо к пересказу литературных сюжетов, либо — что про¬исходит чаще всего - к произвольному монтажу сведений «из жизни» анализируемого автора и «подтверждающих» литера¬турных цитат
■ Для этого следует прежде всего внимательно познакомиться со списком художественных текстов, знание которых предполагается программой вуза Из числа произведений редко изучаемых в средней школе, в программе МГУ. например, есть пьесы А. Н. Островского «Лес». В В Маяковского «Клоп« и «Баня-», М. А. Булгакова «Дни Турбиных» — Авт

 
Знание теории литературы — важный аспект общелитера¬турной подготовки абитуриента. Но подобно тому, как знание математических формул само по себе не гарантирует решения конкретной алгебраической задачи, — заучивание теоретико-литературных определений врядли поможет полно и интересно раскрыть предложенную на экзамене по литературе тему. Дело в том, что важно не просто знать, что такое художественная деталь или чем метафора отличается от метонимии, — необхо¬димо ясно представлять, как именно (всякий раз по-разному) тот или иной прием использован в конкретном тексте. Претендующий на высокую оценку абитуриент должен научиться отличать «бунинскую» деталь от «горьковской», «шолоховские» принципы сюжетосложения — от «солженицынских», а метафору В. Маяковского — от метафоры С. Есенина. Следует избегать в сочинении общих, бездоказа¬тельных утверждений о «народности» или «богатстве языка» того или иного произведения, о «широте и глубине охвата дей¬ствительности» тем или иным писателем, о его «новаторстве» или «литературном мастерстве». Всякое утверждение должно быть, по возможности, максимально конкретным. Обеспечить такую конкретность поможет хорошее знание текста, обога¬щенное пониманием того, как функционируют в произведении основные элементы формы. Готовящемуся к экзаменам абитуриенту предстоит попрак¬тиковаться в литературоведческом анализе эпических, лириче¬ских и драматургических произведений XX века. Учет жанровой и родовой специфики изучаемого произведения — непременное условие качественной подготовки к вступительным экзаменам. Это в особенности касается лирических произведений, состав¬ляющих существенную часть списка художественных текстов, включенных в программу. Как показывает практика вступительных экзаменов, именно разговор о лирике сложнее всего дается абитуриентам. Раскры¬вая тему сочинения о творчестве одного из поэтов, современ¬ный школьник рассказывает, например, о личной судьбе Д. Ах¬матовой и цитирует несколько фрагментов ее лирики, но часто оказывается неспособным сколько-нибудь внятно охарактери¬зовать конкретное стихотворение. В том случае, если разговор о конкретных произведениях все же заходит, он сводится к тема¬тической характеристике или перечислению основных мотивов лирики поэта, после чего то или иное стихотворение подверга¬ется пересказу: называется его «главная мысль» и приводятся подтверждающие цитаты. Специфика стихотворной речи при этом почти полностью игнорируется. Как писал в «Разговоре о Данте» О. Мандельштам, если поэтическая речь поддается пе¬ресказу, то это «вернейший признак отсутствия поэзии: ибо там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там просты¬ни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала». Несколько реже встречается иной тип письменной ра¬боты: независимо от того, какое конкретное стихотворение школьник анализирует, он приводит примеры эпитетов и оли¬цетворений, метафор и символов, анафор и эпифор, неоло¬гизмов и архаизмов (часто в одной и той же последовательно¬сти). Иногда вдобавок к этому будет определен стихотворный размер (метр) и отмечены аллитерации и ассонансы какого- либо стихотворения. Общий набор «литературных приемов» в таких письменных работах чаще всего оказывается одина¬ковым для Блока и Маяковского, Ахматовой и Пастернака. Есенина и Заболоцкого. Слабое место историко-литературной подготовки школьников — отсутствие устойчивых навыков анализа и интерпретации тем разных типов. Нередко абитуриент не различает терминов «лирика» и «поэзия» и, например, в со¬чинении на тему «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лер¬монтова» анализирует поэму «Мцыри» (лиро-эпическое, а не лирическое произведение). Трудности вызывает опреде¬ление точных границ заданной темы, так что часто — неза¬висимо от того, предложены ли для анализа сюжет, система персонажей или предметная изобразительность конкрет¬ного произведения, — абитуриент начинает сочинение ша¬блонным утверждением о «величии» писателя, а завершает его не менее шаблонным тезисом о том, что произведение до сих пор «не утратило своей актуальности». Чтобы предостеречь абитуриентов от наиболее типичных ошибок и подсказать им, как написать удачное, грамотное в литературоведческом отношении сочинение, в пособии при¬водятся примеры «четверочных» сочинений, сопровождаемые разборами, сделанными экзаменаторами, и образцовые, «мо¬дельные» сочинения. Помните только, что получить высокую оценку, механически воспроизведя чужой текст или заучив го¬товое сочинение наизусть, невозможно: сочинение есть само¬стоятельная творческая работа по литературе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, Как писать сочинения