А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Экзаменационная работа по литературе (изложение с творческим заданием) «Пушкин» (фрагмент статьи Д С Лихачева) - сочинение


Изложение

 

В истории русской литературы можно было бы назвать десятки имен не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Хотя нельзя понять русский характер без Пушкина, но этот характер нельзя понять и без Л.Н.Толстого, Ф.Достоевского, И.С.Тургенева, а в конце концов и без Лескова, Есенина, Булгакова, Платонова. Так почему все-таки первым из первых возвышается в нашей культуре Пушкин? Он гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить», «изобразить» национальные особенности русского характера, а именно создать идеал русской национальности, идеал культуры.

Пушкин – гений возвышения, который во всем искал и в своей поэзии создавал наивысшие проявления. В любви, в дружбе, в печали, в радости, в военной доблести — во всем он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Он высоко поднял идеалы чести и независимости поэта.

Пушкин — величайший преобразователь лучших человеческих чувств. Он создал возвышенный идеал лицейской дружбы, в любви — возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я помню чудное мгновенье…»). Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Пушкин открыл возвышающее значение памяти. Его поэзия полна высоких воспоминаний молодости, которые сливаются с памятью истории. Именно в воспоминаниях рождается притягательный, горький образ прошлого и мудрее объяснение настоящего.

Поэт создал основные живые человеческие образы русской истории, в представлении о которых мы сохраняем некоторую традиционность, идущую от него. Это образы Бориса Годунова, Петра, Пугачева… Он создал их, воплотив основную коллизию русского исторического прошлого: народ и царь-деспот. Он дал основное направление русскому роману девятнадцатого века — «усадебному роману», распределив в нем основные роли: Онегин и Татьяна — это своего рода конфликтные центры, которые мы встречаем у Гончарова, Тургенева…

Пушкин дал основные символы наивысших достижений мировой литературы.

Но всегда ли он в собственной жизни был так возвышен? Не нужно спрашивать. Это не должно нас интересовать. Цветы растут, и они прекрасны. Разве должны мы пачкать их огородной землей?!

Пушкин сам творил свой человеческий образ, заботился о его простоте и обыденности, хотел быть «как все». Поэт непременно должен быть обыкновенен в жизни, чтобы его поэзия приобрела подлинное обаяние возвышенности.

 

 

Читая пушкинские стихотворения, не то что не веришь, а совершенно забываешь, что была на Руси поэзия и до Пушкина: так оригинален, нов и свеж мир его поэзии!

В.Г.Белинский

Смерть… Каждый человек когда-нибудь задумывался о ней. Что может быть страшнее и неотвратимей гибели?! Эта мысль волновала писателей, поэтов, художников, философов всех времен и народов. Естественно, что А.С.Пушкин тоже задумывался о смерти. Но своеобразие его лирики состоит в том, что, по замечательному выражению Д.С.Лихачева, «он создал поэтически мудрое отношение к смерти», о которой поэт говорит со светлой печалью, но без страха. Она неминуема, о чем, много позже скажет А.А.Ахматова в стихотворении «Кого когда-то называли люди…»:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти все готово…

Да и сам А.С.Пушкин в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» с грустью напишет:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды…

Образный ряд первой строфы: шумные улицы, многолюдный храм, безумные юноши — подчеркивает, с одной стороны, плещущую через край жизненную силу, а с другой — неотвратимость приближающейся смерти:

… И чей-нибудь уж близок час.

Быстротечна человеческая жизнь

Деревья, и те переживут нас, оставаясь немыми свидетелями смены целых поколений людей, рождающихся, радующихся, страдающих, любящих, ненавидящих и неминуемо умирающих.

Даже милый младенец, у которого впереди еще вся жизнь, вызывает у лирического героя  лишь тихую грусть:

Мне время тлеть, тебе цвести…

 
Никому не дано узнать свое будущее, и все же человек с затаенным страхом, с тщетной надеждой отодвинуть, отвести этот час пытается предугадать, когда его не станет на свете: День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать Лирическое, философско-созерцательное настроение, которым проникнуто всё стихотворение, создается благодаря плавному, размеренному ритму и звукописи. Ассонанс, то есть повторение гласных звуков [у], [и]: Брожу ли я вдоль улиц шумных… — -усиливает выразительность поэтической речи и придает стихотворению ту меланхолическую печаль, с которой поэт думает о смерти. Еще молодой, Пушкин, как будто предчувствует свою трагическую гибель, он говорит о ней просто, но вместе с тем проникновенно, со светлой печалью. Не думаю, что это только смирение, подчинение неизбежному. Нет! Напротив! Это сознание того, что, несмотря на физическую смерть, душа останется, сохранится в детях, в воспоминаниях близких. Вера в непрерывность и неповторимость жизни, стремление оставить что-то после себя выражается в трогательном обращении к младенцу: Тебе я место уступаю, — и в желании, чтобы рядом с могилой слышался ребячий смех: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Наверное, философско-лирическое отношение к смерти у А.С.Пушкина — от сознания того, что он достойно прожил жизнь, а память о нем останется в веках: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, — эти строки, известные сейчас каждому школьнику, стали для многих последующих поколений поэтов и писателей примером того, к чему надо стремиться. Меня поражает меланхолично-философское отношение поэта к жизни, светлая грусть и тихая печаль. Никто до А.С.Пушкина так не воспринимал уход из жизни, и в этом своеобразие и новаторство его лирики. Рецензия Изложение фрагмента статьи академика Д.С.Лихачева автор сочинения передал грамотно, последовательно, сохраняя стиль отрывка, его композицию и верно расставляя акценты на важнейшие особенности поэтики А.С.Пушкина. В творческом задании автор сочинения обращается к философским мотивам жизни и смерти, что в лирике поэта занимает особое место и общечеловеческое звучание. Для анализа данной темы автор избирает одно из сложнейших стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором меланхолически-элегические мечты лирического героя приобретают философское значение, а печальные мысли о смерти переходят в светлую грусть, ностальгию по «милому пределу» и любовь ко всему живому. Реминисценции с «Памятником» и ахматовским «Кого когда-то называли люди…» усиливают глубокое своеобразие темы, а искренний тон, доверительность повествования, лаконичность языка и грамотность речи свидетельствуют о литературной эрудиции выпускника, его образованности и зрелости.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Экзаменационная работа по литературе (изложение с творческим заданием) «Пушкин» (фрагмент статьи Д С Лихачева). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Как писать сочинения > Экзаменационная работа по литературе (изложение с творческим заданием) «Пушкин» (фрагмент статьи Д С Лихачева)
Как писать сочинения

Как писать сочинения


Сочинение на тему Экзаменационная работа по литературе (изложение с творческим заданием) «Пушкин» (фрагмент статьи Д С Лихачева), Как писать сочинения