А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Драматические коллизии романа «Капитанская дочка» - сочинение

Молодой Гринев мечтает о петербургской жизни, о службе в гвардии, но его отправляют в глухую провинцию. Трактирная встреча с Зуриным, ссора с Савельичем, встреча с Пугачевым обнаруживают и дурные и хорошие наклонности Гринева, столкновения между «природными качествами» и успевшими уже кое в чем навредить «нравами». Когда Гринев приезжает в крепость, перед ним открывается патриархальная жизнь, полная простосердечия и доброты. Старики Мироновы вызывают в нем симпатию, но Маша сначала ему не понравилась. Нужно было преодолеть мечтания об увлекательной жизни петербургской аристократической молодежи. Трагический конец Белогорской крепости есть и заключительный акт воспитания Гринева жизнью. Его «петербургские» мечтания исчезают. Проверенные испытаниями, побеждают «природные качества»- честь, человеколюбие, сознание долга.

Произведение Пушкина необычайно драматично. Помимо основной исторической коллизии, определившей фабулу, в нем проявляются социально-бытовые (семья Гриневых и их крестьяне, Савельич) и моральные конфликты (Швабрин - Маша, Гринев). Драматизм «Капитанской дочки» был отражением драматизма самой исторической действительности.

Драматические коллизии романа имеют своей основой противоречие между крепостничеством и выросшими на его почве нравами и характерами, с одной стороны, и гуманистическими принципами добра и человеколюбия - с другой. Сам народ, Пугачев и все положительные дворянские герои романа наделены чертами доброты и человеколюбия, которым, однако, часто противоречат их поведение и нравы, сложившиеся в обстановке жестокости и рабства. Как разрешить эти противоречия?

Приключениями Гринева, его постепенным становлением как. подлинно честного, благородного и гуманного дворянина Пушкин резко осуждал «петербургскую» систему жизни дворянства, дворянского воспитания, дворянского отношения к народу. Напротив, к принципах жизни старика Гринева, в характере и поведении сына Гринева, ставшего взрослым, сложившимся человеком, Пушкин поэтически выразил основные мысли своей изложенной им еще в «Заметках о дворянстве» программы создания в стране такого сословия, которое могло бы стать защитником и «предстателем» народа перед государственной властью. Это и разрешило бы проблему, поставленную в романе.

В чем смысл образа Маши Мироновой, едва ли не самой любимой героини Пушкина? Маша Миронова при внешней простоте и скромности полна достоинства, подлинного благородства и прелести. Через все свои страдания она пронесла светлый ум и голубиную кротость и приобрела стойкий и мужественный характер. Она мало похожа на большинство дворянских девушек того времени и близка по своей натуре к тинам пушкинской Татьяны или Марии Болконской из «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В ее отношениях к людям нет ни тени притворства, жеманства, эгоизма, расчета. Ее сердце способно на глубокую и искреннюю любовь.


 
Образ Маши раскрывал важнейшую идею романа. Отец и сын Гриневы, несмотря на всю свою мягкость и справедливость, проявляют себя и помещиками-самодурами. Барское в них неразрывно связано с теми тремястами душ «крещеной собственности», которыми они владели. Это мешает Гриневым быть подлинно гуманными, так как воспитание чести и благородства невозможно в условиях рабства («О народном воспитании»). Пушкин все ближе и ближе шел к подлинно демократическим идеям, находя истинную гуманность только у тех людей, в которых по существу ничего помещичьего не было. Объективно своим произведением Пушкин говорил: чем дальше от дворянства и его крепостнических нравов, чем ближе к народу, тем больше подлинного благородства у человека. Такова логика образов «Капитанской дочки», определяющая идея романа, выраженная в реалистической, строго объективной форме исторического жанра. Пушкин выступает в ней против крепостнических нравов своего «жестокого века» в защиту свободы и независимости личности, с проповедью уважения и любви к человеку как человеку - с программой гуманизма. Давно отмечено, что Пушкин, подобно Вальтеру Скотту, выводит на сцену реального исторического деятеля эпизодически, на периферии романа. Белинский считал это законом исторического романа, обеспечивающим глубокое и правдивое раскрытие жизни данной эпохи. Конечно, как показало дальнейшее развитие жанра исторического романа, особенно в советской литературе, этот принцип не может быть возведен в обязательный закон, но в эпоху господства романтизма, с его тяготением к изображению на первом плане исторических деятелей, такой принцип действительно являлся реалистическим принципом. Ему следовал и Пушкин. Несмотря на необыкновенные приключения Ибрагима в «Арапе Петра Великого», Гринева в «Капитанской дочке», повествование в этих произведениях течет спокойно, последовательно и естественно. В строгой логической связи событий развивается фабула, что усиливает эпический характер пушкинского исторического романа. «Фабула его романа поддерживает в читателе неослабеваемый интерес поразительным и вместе с тем строго последовательным сцеплением обстоятельств, - справедливо отмечает один из исследователей. - Читая «Капитанскую дочку» в первый раз, каждый из нас испытывал захватывающее любопытство. Предугадать ход ее событий по нескольким начальным главам нет никакой возможности: до самого конца вы переходите от неожиданности к неожиданности, и в то же время чувствуете, что все эти столь странные события, описываемые поэтом, сами собой вытекают из его общего замысла и не только не представляют ничего неправдоподобного, а, напротив того, производят впечатление чего-то неизбежного. Таким образом, Пушкин блестящим образом достиг цели каждого романиста. Он сумел объединить в одно стройное целое внешнюю занимательность с бытовой и психологической правдой». При сжатости и концентрированно повествования все мотивировано, все вытекает из взаимодействия обстоятельств и характера героев.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Драматические коллизии романа «Капитанская дочка». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Капитанская дочка > Драматические коллизии романа «Капитанская дочка»
Капитанская дочка

Капитанская дочка


Сочинение на тему Драматические коллизии романа «Капитанская дочка», Капитанская дочка