А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Основные конфликты и тема пьесы И Карпенка Карого «Хозяин» - сочинение


И. Карпенко-Карый - выдающийся творец украинской реалистической драмы. Его творчество знаменовало высочайшее достижение критического реализма в украинской драматургии XIX столетия. Созданные им пьесы сыграли важную роль в развитии украинского театра. В создании полноценной литературной комедии Карпенко-Карому также принадлежит ведущее место. Комедии его всегда отмечаются глубоким общественным содержанием и актуальностью. В сатирической комедии «Хозяин» Карпенко-Карый не только разоблачил безобразные явления капиталистической действительности, а и высмеял моральное убожество мироедов, которые в погоне за наживой теряют человеческое подобие, становятся отвратительными и жалкими хищниками. В письме к сыну Назару автор так определил тему этой комедии: «Хозяин» - это злая сатира на человеческую любовь к стяжательству, без ни одной другой цели. Стяжательство для стяжательства!».

Основой комедии является смех - убийственная сила, направленная на изобличение отрицательных явлений жизни. В центре пьесы - реалистически изображенные отрицательные персонажи, которых драматург «бичует сатирой страшной». Действие комедии, ее сюжет возникают на основе конфликта, рожденного разногласиями общества, в котором единицы становятся миллионерами, а тысячи - наймитами и нищими. В постоянном непримиримом конфликте находится главный «герой» комедии, миллионер Терентий Пузырь, со всеми, кто пытается помешать осуществлению его хищнических планов. Пузырю хорошо известно, что главным источником его обогащения является жестокая эксплуатация рабочих.

Ненасытная жадность к наживе толкает эксплуататора на путь преступных махинаций. Он хорошо сознает, что, согласившись принять участие в прикрытии банкротства купца Михайлова, нарушает государственные законы. Пузырь боится ответственности, и не может с собой ничего сделать. Стремление получить «кругленькую сумму денег - двадцать процентов» от валовой выручки - берет верх над всеми другими чувствами и принуждает его стать на этот опасный путь. Пузырь планирует увеличить свои богатства также за счет брака дочери Сони с сыном богатея. Его не интересуют чувства дочери, которая любит учителя гимназии Калиновича. Так в произведении начерчивается еще один конфликт - конфликт Пузыря с родной дочерью.

Во время осуществления хищнических намерений Пузыря возрастает напряжение и усложняются взаимоотношения между богатеем и его рабочими. Крестьяне не выдерживают жестокой эксплуатации и в мануйловской экономии вспыхивает стихийный бунт. Позднее раскрывается махинация с банкротством, и над Пузырем нависает угроза ареста. Дочь Соня не покоряется воле отца и отказывается вступать в брак с немилым, богатеем Чоботенко, а с самим Пузырем, вследствие его страшного скряжничества, произошел несчастный случай, и ему грозит смерть.  Наполненная разоблачительным сатирическим пафосом, комедия Карпенко-Карого правдиво изображает методы капиталистической наживы. Писатель-Реалист убедительно показывает, что богатство Пузырей вырастало на эксплуатации тысяч крестьян-бедняков.

 
Показывая в комедийном плане обострения конфликтов, которые возникают в жизни «чумазых», властителей «темного царства», драматург поднимает драматическую идею борьбы против всей системы угнетения. Казалось бы, что со времени написания Карпенко-Карым знаменитых пьес нас отделяют десятилетия, но и сегодня пьесы остаются актуальными. И причина этому - процесс реформирования экономики на рыночной основе. Вот только беда, что сегодня мы не имеем такого гениального драматурга, который сумел бы в такой яркой форме показать, что подобные процессы - это в какой-то мере испытание для общества: удастся ли сохранить те общечеловеческие ценности, которые на протяжении столетий оберегало человеческое общество ради моральности подрастающего поколения. В отличие от персонажей Карпенко-Карого, современные герои не такие необразованные, как у драматурга, они имеют высшее образование, иногда и в нескольких областях, а также бесспорный опыт в таинственном мире “теневого бизнеса”, а проще говоря, они почти все прошли сложную школу умения выживать в коррумпированных сложных структурах. Что же общего у героев Карпенко-Карого и “героев нашего времени”? Безусловно, это стремление иметь по возможности больше денег, одним словом, деньги ради денег. Пузырь, Мошна не остановятся ни перед чем, чтобы только обогатиться. А что современные бизнесмены? Деньги на первом плане у всех “крутяков” (а используя современную лексику - у “олигархов”) и, к сожалению, не ради развития какой-то отрасли производства, так как это имело бы положительное значение, а именно ради денег, больших денег. Только прячут они их не в мошну, не в приобретение товаров или земель, не в усовершенствование производственных процессов, а в банки за границей, “на черный день”. И появляется интерпретация: не “на черный день”, а “чтобы и моим внукам хватило”. Видите, аппетиты уже не такие, как у Пузыря или Мошны. Им уже давай больше. И если открытие памятника Котляревскому для Пузыря было “без надобности”, то современные пузыри и мошны и из искусства делают деньги. Правда, возникает вопрос, можно ли то, что они поддерживают, например, на сцене, вообще назвать искусством. Но народу “нравится”, а поэтому и текут денежки в карман пузырей. Хотелось бы видеть современных бизнесменов такими, чтобы они не говорили как Пузырь, который “плевал на все и знать не хотел людской молвы”. К сожалению, положительных примеров сегодня мало. Спросим у молодых ребят, которые работают “на фирмача”, многие ли из них устроились на работу по контракту или по договору? Очень мало таких. Так как в условиях всеобщей безработицы они готовы на любой заработок, на любую работу, даже если будут получать за нее копейки. И “фирмачи” этим пользуются, так как договор будет обязывать их придерживаться закона: продолжительность рабочего дня, оплата помощи по болезни, отпуска и т.п. А поэтому мы и имеем современного Пузыренко, который пренебрегает законом и готов на все ради дешевой рабочей силы, которая принесет огромные прибыли. Но чего достойна жизнь в беспрерывной гонке за богатством и суперприбылями, когда над могилой такого Пузиренко не прольется ни одна искренняя слеза как о человеке? Произведение Карпенко-Карого “Хозяин” будет оставаться еще долгое время актуальным для нашего общества: есть над чем задуматься, есть из чего строить заключения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Основные конфликты и тема пьесы И Карпенка Карого «Хозяин». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Карпенко-Карий > Основные конфликты и тема пьесы И Карпенка Карого «Хозяин»
Иван Карпенко-Карий

Иван  Карпенко-Карий


Сочинение на тему Основные конфликты и тема пьесы И Карпенка Карого «Хозяин», Карпенко-Карий