Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") - сочинение
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг...
Н.А.Некрасов
19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский мужик в свое удовольствие. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Но земля оставалась собственностью помещиков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выкупившие надел, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп — временнообязанными. Установление таких временнообязанных отношений сохраняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокормиться с этого нищенского надела, и снова им приходилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразования закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.
Н. А. Некрасов трагически переживал события тех лет. Н. Г. Чернышевский вспоминал: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части Положения о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».
Поэт остро чувствовал «больные вопросы» своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Все это подтолкнуло его к написанию поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведении автор стремился дать читателям полные сведения о русском народе, о духовной жизни крестьян после реформы. Он хотел показать пробуждение крестьянских масс и повлиять на их политическое самосознание.
Безрадостен сельский пейзаж:
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые
У речек, у прудов...
Леса, луга поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
...Поля совсем затоплены,
Навоз возить — дороги нет,
А время уж не раннее —
Подходит месяц май!
Не любо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой, избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!.. Автор в изображении пейзажа использует противопоставления: «широкая дороженька», но «песчана и глуха», хороша весенняя природа, но повсюду неустроенность. Строки проникнуты тревогой за судьбу крестьянина, предчувствием надвигающейся беды и неблагополучия.
Авторская речь сливается с крестьянской. В повествовании поэт использует просторечные формы («Недаром в зиму долгую...»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, характерные для народной поэзии (дороженька, березками, копеечка), повторы («Стоят деревни старые, Стоят деревни новые...»), краткие прилагательные (нарядны, глуха, песчаны). В текст включены устойчивые синтаксические формы («как им легко ли, трудно ли...»), загадки («пришла весна — сказался снег!.. Летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет...»), поговорки («солдаты шилом бреются...»), сказочный прием — обращение к избам как к живому существу.
Такая связь с народным творчеством и живой крестьянской речью делает поэму близкой и доступной слушателю-крестьянину, придает стихам подлинно народное звучание.
Названия деревень говорят сами за себя:
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова
Неурожайка тож.
Поп, рассказывая о своей жизни, так описывает край и жизнь крестьян:
Угоды наши скудные,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда, продашь его
За сущую безделицу,
А там — неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай.
... Грозит беда великая
И в нынешнем году:
Зима стояла лютая,
Весна стоит дождливая,
Давно бы сеять надобно,
А на полях — вода!
... Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы,
И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил! Авторское описание природы, деревень дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. Пейзаж рождает ощущение горя, обездоленности:
Не греет землю солнышко.
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.
Жаль бедного крестьянина,
А пуще жаль скотинушку;
Скормив запасы скудные,
Хозяин хворостиною
Прогнал ее в луга,
А что там взять? Чернехонько! Жизнь богатых и бедных селений мало чем отличается.
Вот наконец и Клин.
Селенье незавидное:
Что ни изба — с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома. А вот описание богатого села Кузьминское:
Кузьминское богатое,
А пуще того — грязное
Торговое село.
По косогору тянется,
Потом в овраг спускается,
А там опять на горочку —
Как грязи тут не быть?
Две церкви в нем старинные,
... Дом с надписью: училище,
Пустой, забитый наглухо,
Изба в одно окошечко,
... Есть грязная гостиница... Все эти описания свидетельствуют о том, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». Н. А. Некрасов не идеализирует русский народ. Он показываетне только его достоинства, но и недостатки. В главах «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» мы видим атмосферу широкого праздника:
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут! Но есть и темная сторона этого безудержного веселья — пьянство.
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные
И стоном стон стоял! Отчего же пьет русский мужик? На этот вопрос отвечает Яким Нагой:
Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем,
Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.
...У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а так же маются,
Уж лучше б пили, глупые,
Да совесть такова...
... Видывал
В страду деревни русские?
В питейном, что ль, народ?
У нас поля обширные,
А не гораздо щедрые,
Скажи-ка, чьей рукой
С весны они оденутся,
А осенью разденутся?
...Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
...Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли? Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит?
Мужик беды не меряет
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь? Подтверждением того, что русский крестьянин трудолюбив, с любовью относится к земле-кормилице, служит картина коллективного труда в главе «Последыш»:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные,
Сверкнули косы, звякнули,
Трава мгновенно дрогнула
И пала, прошумев! Сознание народное — сложное и противоречивое. Это и суеверия:
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
«Быть голоду! Быть голоду!
...С тех пор, как бабы начали
Рядиться в ситцы красные, —
Леса не подымаются,
А хлеба хоть не сей!»
— Да чем же ситцы красные
Тут провинились, матушка?
Ума не приложу!
«А ситцы те французские —
Собачьей кровью крашены!
Ну... поняла теперь?..» Процветает деспотизм в семье:
В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: «Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!»
Другая: «Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал...» Крестьяне наивны, доверчивы, темны. Об этом говорил Яким Нагой («У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, кровавым лить дождям, А все вином кончается».), об этом же свидетельствует поведение крестьян деревни Вахлаки. Они еще не утратили веру в возможность договориться с помещиками и соглашаются «помалчивать до смерти старика» о том, что крепостное право отменили. Они безропотно и смиренно переносят моральное унижение, терпя выходки Последыша.
В один стожище матерый,
Сегодня только сметанный,
Помещик пальцем ткнул,
Нашел, что сено мокрое,
Вспылил: «Добро господское
Гноить? Я вас, мошенников,
Самих сгною на барщине!
Пересушить сейчас!..»
Засуетился староста:
«Недосмотрел маненичко!
Сыренько: виноват!»
Созвал народ — и вилами
Богатыря кряжистого,
В присутствии помещика,
По клочьям разнесли.
Помещик успокоился.
(Попробовали странники:
Сухохонько сенцо!) Ярким примером холопства является образ Ипата, дворового князя Утятина. Он не верит «Положению» и не хочет воли: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он не может забыть «барских милостей», которые заключались в следующем:
«Как был я мал, наш князюшка
Меня рукою собственной
В тележку запрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего
Зимою в проруби!..». Но крестьянство многосложно, уровень духовного развития каждого различен. Наряду с Ипатом есть и Aran Петров, который возмущен комедией вахлаков, видит в этом проявление мужицкой глупости и не желает терпеть моральное унижение. Он вступает в открытый конфликт в Последышем:
Цыц! Ничикни!
Крестьянских душ владение
Покончено. Последыш ты! Россия крестьянская бедна, забита, необразованна, но вместе с тем талантлива, отзывчива к чужому горю. У каждого героя из главы «Счастливые» свое счастье: солдат побывал в двадцати сражениях, «а не убит»; каменотес счастлив тем, что может обеспечивать свою семью; надорвавшийся рабочий тем, что «добрел на родину».
Судьба Матрены Тимофеевны, которую прозвали в народе «счастливой», тоже нелегка. На ее долю выпали вечные унижения, деспотизм со стороны родни мужа, постоянная разлука с мужем, потеря первенца, материальная нужда. Сама она говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!..» Ее судьба — это судьба любой русской женщины-крестьянки. В народе живет убеждение:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!.. Но все же эти невзгоды не сломили ее, и она находит счастье в своей семье, детях.
В поэме показан рост народного самосознания. Крестьяне стремятся осмыслить свое положение. В реплике «Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана...» звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы.
Автору удалось раскрыть народную жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Для поэта русский мужик велик во всем: в рабском терпении, в вековых страданиях, в грехах, разгуле, в жажде воли. Для Н. А. Некрасова главное, что народ и в тягостной, нищей, беспросветной жизни сохранил могучие силы. Он видит в нем силу, способную осуществить переустройство жизни, поэтому как гимн Родине звучит песня «Русь», сочиненная Гришей Добросклоновым:
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поищите еще с сайта похожие.