А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") - сочинение

Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те­мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре­щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...при­нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».

В этой главе показаны два образа — господина По­ливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жад­ный, скупой... с крестьянами был... жесток...». Не­смотря на это, у Якова «только и было... радости: Ба­рина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа при­мерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы­вает, что конфликт, существующий между помещи­ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че­ловеческое достоинство  Яков  решается  на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил!..

Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего ба­рина.  Такой протест заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбой­ников, вместе они «много...пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус­мехнулся: 

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

























 
Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю! Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож­ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко­торые вынуждены терпеть издевательства своего хо­зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре­стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение: Только что пан окровавленный Пал головой на седло, Рухнуло древо громадное, Эхо весь лес потрясло. Рухнуло древо, скати лося С инока бремя грехов!.. Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Такой концовкой автор утверждает моральное пра­во народа на расправу с тираном, так как история рас­каяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца. Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам: «Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!» Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил» восемь тысяч душ крестьян: позволил сжечь завещание. В этой главе рассматривается уже тема крестьян­ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство: На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то! И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их: Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться! Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер­ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен­ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за­ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"), Кому на Руси жить хорошо