А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (3) - сочинение

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центреее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течениидвадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайношироко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней всесоциальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так ине была закончена - помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден взаглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не труднопонять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотивголодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит сособой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт несмягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиемтех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде ,крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилосьтолько то, что теперь их вместо барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам,которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлиннуючеловечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин,Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждогоиз них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не всеони вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народногоправдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственногодостоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин такубого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстнойпреданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из негоидеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначаетв рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончаетжизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен втюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянскийпротест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, нотакова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунтывозникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающемпротесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народесвоей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. Вэтой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину МатренуТимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", которыйсумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян изглавы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым княземУтятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многиедругие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркоеполотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой намногие голоса.








Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (3). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (3)
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (3), Кому на Руси жить хорошо