А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Матрена Тимофеевна в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение


Во второй половине XX в. проблема эмансипации женщины являлась одной из ведущих. Нет писателя, который бы так или иначе не изображал ее в своем творчестве. Утверждалось несколько точек зрения. Герои романа Чернышевского «Что делать?» находились в центре споров. Взгляды и жизненная практика Веры Павловны Розаль-ской принимались и восторженно, и гневно. Точка зрения реакционных кругов сводилась к простому ругательству и требованию: наказать беспощадным образом автора романа. Чернышевский обвинялся в проповеди «двоеженства», «чистого разврата, коммунизма женщин и мужчин». Писарев страстно защищал идеи Чернышевского. Отношение революционных демократов к проблеме равноправия женщин не было приглушено ни злобными выпадами, ни террористическими актами, ни антинигилистическими произведениями, ни перенесением проблемы в ряде художественных произведений из области социально-политической в план семейно-бытовой или в план елейных разговоров о нежной, романтической душе женщины или ее особой судьбе матери.

Некрасов утверждал справедливость позиций революционных демократов. Поэт в решение проблемы вносит много своего, нового, причем говорит о судьбе женщины с такой эмоциональной силой, с какой ни до него, ни после него никто из писателей не говорил. Художник переносит действие своих героев из гороДа в деревню. Проблема эмансипации женщины рассматривалась в произведениях литературы исключительно на судьбах городских жительниц. Некрасов «приковывает» внимание только к жизни крестьянок. В поэме нарисован ряд женских типов. Появляется несколько женщин на ярмарке, эскизно представляются два столь непохожих и вмес-те с тем весьма важных типа: батрачка Домнушка, мать Гриши Добросклонова, и бойкая кума бурмистра, выручившая вахлаков из беды перед князем Утятиным. В центре, конечно, стоит величественный образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Образ Матрены Тимофеевны — величайшая удача автора. Это первый в русской литературе образ крестьянки, показывающий с исчерпывающей полнотой красоту ее обаятельных черт характера. Уродство социальной жизни создало для женщин, трагические условия, но никакие жестокости, никакой произвол «сильных мира сего» не в состоянии были лишить Матрену Тимофеевну вольнолюбивых желаний и способности к борьбе.

Некрасов и раньше в своем творчестве обращался к изображению русской женщины. Образ матери поэта вдохновил его, в частности, на создание ряда лирических и эпических произведений. Он воспел, например, в стихотворении «Родина» трагедию женщины, которая: «Навеки отдана угрюмому невежде — тебя пугала мысль восстать против судьбы, ты жребий свой несла в молчании рабы».

Некрасов опоэтизировал и печаль, и оптимистическую веру в грядущее торжество народа. Выражал он это средствами лирического, эмоционального рассказа о солдатской службе, о чувствах матери солдата, к которой сын приехал из армии для того, чтобы дома умереть, о жизни крестьянки, разделяющей в полную меру рабское положение всех русских женщин-тружениц. В 1871 —1872 гг. поэт сосредоточивает внимание на героических чертах характера жен декабристов — Е. И. Трубецкой и М. Н. Волконской. Они обнаружили мужество, способное выразить национальные черты характера русских женщин. Не случайно поэт назвал свое произведение «Русские женщины».

При наличии в творчестве Некрасова ярких и величественных типов русских женщин образ Матрены Тимофеевны Корчагиной многое прибавляет в художественное познание темы.

Поэт обратился к образу женщины-труженицы, оскорбленной циничным к себе отношением. Героиня Некрасова живет в суровых условиях, она борется, страдает, надеется, ищет — и за все расплачивается дорогой ценой. Она показана в детские, юношеские годы. Подробно изображается ее жизнь в замужестве. Героиня раскрывается в семье и в общественной жизни. Ее мир чувств, интересов огромен, широк, сложен. Красота характера выступает рельефно и ярко. Это — красота труженицы.

У Матрены Тимофеевны было все для большого счастья. Ее природные дарования развивались в условиях дружной семьи. Она была счастлива, выходя замуж по любви. Решительность и мужество обеспечили успех в хлопотах об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Она была счастлива богатством своих материнских чувств. Вот немногие примеры ее счастья. Зато безгранично море страдания. Крепостные условия жизни преследовали во всем Матрену Тимофеевну. Напряженный труд с раннего детства — обычное явление. А вот подневольное положение в семье мужа — ад («В работу муж отправился, молчать, терпеть советовал: не плюй на раскаленное железо — зашипит!»). «Шинели» и жгли своей ненавистью свекровь, свекор, золовки. Типичность подобного положения невесток подчеркивается Некрасовым с помощью широкого использования народных песен и причитаний.




 
Веками складывались грустные песни о женской доле. Некрасов включает, иногда без изменения, несенный материал, заимствованный из сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим. Песни-причитания отражают характернейшие черты народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники (они тоже знают эти песни). Некрасов приводит песни «Велел родимый батюшка», «Спится мне», «Мой постылый муж» и др. все с той же целью: подчеркнуть общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен — мотив воли как обязательное условие счастья. Красота в отношениях Матрены Тимофеевны и ее мужа Филиппа (особенно ярко выраженная в песне «На горе стоит елочка») осложняется необходимостью уходить мужу-печнику на работу в города и оскорбляется волокитством управляющего Ситникова. Некрасов обращает внимание на устойчивость моральной красоты Матрены Тимофеевны. Она многим рискует, прогоняя от себя «бесстыдника». Расчетливая свекровь «вытаскивала» ее из сарая, риги, куда невестка пряталась от управляющего, и предупреждала: «Не шути с огнем!» Некрасов дважды устраняет из черновой рукописи строки, повествующие о том как Матрена Тимофеевна готова была докончить самоубийством («Какая баба русская раз двадцать на веку не подходила к проруби, не думала повеситься? Все было и со мной»). Любовь к детям удерживала ее от подобного шага («Мать от детей не топится») . Неразделимость понятий «счастье» и «воля» подчеркивается автором в конце части «Крестьянка» в легенде о потерянных ключах («Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у бога самого!»). Матрена Тимофеевна слышала, что какие-то ключи уже найдены. Частичное улучшение положения крестьян в связи с освобождением характеризуется как результат подбора ключей, которые «пришлись к рабам-невольникам: темницы растворилися, по миру вздох прошел, такой ли громкий, радостный!.. А к нашей женской волюшке все нет и нет ключей!». В этой тираде о действии найденных ключей многое недосказано. Неясно, какие сподвижники нашли их, как ими пользоваться, все ли темницы открыты, да и о каких темницах идет речь (в прямом только или и в переносном смысле слова?). Некрасов все же сказал так много, что стало ясно главное: по миру прошел радостный громкий вздох облегчения. Ясно и другое. Если ключи от женского счастья проглочены рыбой, а «в каких морях та рыбина гуляет бог забыл!», значит, женщине не от кого ждать себе освобождения. Если ключи «от темницы» найдены и замки с дверей сняты, почему тогда «заключенные» продолжают мучиться «в незапертой тюрьме?» — как говорил Т. Г. Шевченко. Почему деда Савелия держали в остроге, затем на поселении? Почему наступил «трудный год», с голодом, рекрутчиной и т. д.? Странники, Матрена Тимофеевна, Савелий поняли на основании этих картин силу двух причин: одна была в народе, другая — в крепостниках. Некрасов расходился с народниками (типа Михайловского, Лаврова) в понимании сущности характера русских крестьян. Он видел сильные и слабые стороны мужика. В поэме Матрена Тимофеевна указала странникам еще на иесколько дополнительных причин ее страдания. В сознании читателя эти грустные оценки женской доли следуют сразу после,песни о добродетели губернаторши. Для цензуры же Некрасов разделил их словами: «Глава V Бабья притча». Дескать, страдания крестьянки не имеют никакой связи с доброй губернаторшей. Боясь, что и читатель-друг будет введен в заблуждение, Некрасов начинает новую главу (новая ли?) словами: «Замолкла Тимофеевна». Но странники задают вопрос: что ж дальше? Так установил поэт внутреннюю связь между филантропическими действиями губернаторши и незыблемыми основами крепостничества. Источником богатырства русской женщины явилось непреклонное желание самой добиться счастья и воли. Был период, когда измученная страданиями, потеряв в борьбе единственную моральную поддержку, исходящую от Савелия, крестьянка решила всему покориться.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Матрена Тимофеевна в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Матрена Тимофеевна в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Матрена Тимофеевна в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо