А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Народное счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение


В чем заключается счастье человека? Что это значит — быть счастливым? Эти вопросы всегда волновали и волнуют человека, на них пытались дать ответ многие писатели, в том числе и Некрасов. Извечная мечта о хорошей жизни в середине XIX в. была особенно актуальной. Она была и остается мечтой о самом главном в жизни каждого народа.

Раздумья поэта над народными судьбами ярче всего воплотились в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо». Именно в этой поэме творчески выражено несоответствие трагедии народной судьбы и высокой нравственной сути русского народа. Многоликая, талантливая, беспокойная Русь предстает перед нами униженной и несчастной, прячущей свои страдания в бессмысленных бунтах или безудержном пьяном разгуле.

Уже в начале поэмы становится ясно, что на Руси никому не живется хорошо. Семь мужиков с крестьянским упорством пытаются докопаться до истины,отправляются искать счастье. Они оставили дела, идут и ищут. Это не просто мужики — это символ России, растревоженной, ждущей каких-то перемен.

Вместе с тем в поэме появляется множество пюдей, которые называют себя счастливыми. Дьячок, «уволенный», уверяет, что счастье не «в пажитях, не в соболях, не в золоте», а в благодушестве. Пределы есть владениям Господ, вельмож, царей земных, А мудрого владение —
Весь вертоград Христов!	

Он чувствует себя счастливым, если погреется на солнышке и пропустит «косушечку». Старуха утверждает, что счастлива, потому что у нее на небольшой огородной грядке «родилось реп до тысячи».

Солдат с медалями видит свое счастье в том, что он уцелел в двадцати сражениях, неоднократно был бит папками за провинности, но все-таки остался жив.

А во-вторых, важней того, Я и во время мирное Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался!
Каменотес-олончанин счастлив своей богатырской силой, тем, что может работать с раннего утра и до полуночи, наколачивая в день щебенки на пять рублей серебром. Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу!

По-своему счастлив и крестьянин-белорус: ведь теперь может досыта поесть ржаного хлебушка. Но все это народное счастье — счастье маленькое, убогое. По большому счету, это несчастные люди, поставленные государством в такие условия, что они вынуждены видеть внешнее благо в сытости и крыше над головой. В этой главе нет счастливых.

А вот в главе о Ермиле Гирине представлен совсем другой народ, особенно в сцене торга с купцом. Это уже не задавленный, убогий и нищий люд. Обращение Ермила за помощью к народу, получение ее, доверие к нему крестьян пробуждают в них безотчетное пока осознание собственной значимости, сипы, способности собраться и взять дело в свои руки.
Хитры, сильны подьячие, А мир их посильней.

Ермил и черпает свои силы в народе, и не боится отдать себя ему на суд. Зато и верен остается ему до конца: во время бунта он попадает в острог, отказавшись уговаривать бунтующих крестьян. Может, в такой самоотдаче и видит Ермил свое счастье?Яким Нагой, образ которого автор рисует в неразрывной связи с русской землей, умен, наблюдателен. Он прекрасно понимает, чем вызваны бунтарство и пьянство русских крестьян. Этот человек пытается осмыслить происходящие события, анализировать их: У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гчввна, грозна — и надо бы Гоомом греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

 
Оказывается, и помещики далеки от счастья. Повествование о помещике не просто его обличений Для этой главы характерно изложение общей катастрофы, кризиса. Ведь не зря мужики метко прерывают речь помещика своими замечаниями: Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику! О силе человеческого духа, его способности противостоять бедам и победить все невзгоды рассказывается в главе «Крестьянка». Образ Матрёны Тимофеевны — собирательный образ русской женщины, гордой и не сломленной жизненными испытаниями. Я потуплену голову, Сердце гневное ношу. Русская женщина всегда была для Некрасова символом самой жизни, «началом всех начал», источником национального существования. Эта часть поэмы насыщена народно-поэтическими образам) Голос Матрёны Тимофеевны — голос самого народа, поэтому в этой главе много песен. Она не тога рассказывает, но и обдумывает, анализирует свою жизнь, оценивает и судит. Разве это безропотк забитая женщина? А в последней главе она уже Прямо говорит от имени всех женщин о женской доле. Да, она может быть и не счастлива, но ее самодостаточность, ценность ее характера, богат внутреннего мира, умение собраться и противостоять горю и являются на самом деле теми кач ми, которые сделают ее жизнь более гармоничной. Она же считает: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны , У бога самого! Образ Савелия, русского былинного богатыря, бунтаря и философа, привлекателен для п мыслью о том, что, если на Руси есть такие люди, счастье ее вполне достижимо. За все страдное, русское Крестьянство я молюсь! Именно он может считать, что испытал в своей жизни счастье. О многом в характере чела может сказать одна его фраза: «Клейменный, а не раб...» Счастье человеческое поэт видит только в единении с народом, в его борьбе за свою Григорий Добросклонов с самых детских лет жил «в гуще народной», хорошо знал ее снаружи и ри. Его сознательный выбор — борьба за народное счастье, этому делу он посвящает свою ж Перед нами будущий революционер-демократ, по-настоящему счастливый человек. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Поэтому и образ его обретает и реальные, и условные черты. Это человек деревни, простой и рый парень, понимающий и знающий мужика. Но это и человек новый, человек будущего, веры. Доля народа, Счастье его, Сеет и свобода Прежде всего! Именно Григорий Добросклонов определяет истинную ценность народа, его значимость и не димость: . Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Народное счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Народное счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Народное счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо