А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ женщины крестьянки в поэме Н Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение



Н. А. Некрасова называют не только великим русским поэтом, но и певцом русских женщин. Образы, воспетые еще древнерусской литературой (Ярославна в «Слове о полку Игореве), у Некрасова превращаются в настоящий гимн женщине. Во многих своих произведениях он обращается к изображению женской доли, чаще всего несчастной. Такие черты женщин, как стойкость, мужество, умение встретить несчастье и не сломаться, постоянная борьба за существование семьи и вековая мудрость, свойственная даже молодым девушкам, вызывают его восхищение. Он считал, что именно женщины несут в себе самосознание народное, хранят заветы предков, являются началом всего сущего. Преклонение Некрасова перед терпением и мудростью русских женщин безгранично.

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русской женщины, которая нередко подвергается нелегким испытаниям, но всегда ведет себя достойно, отзываясь на чужую радость и чужую боль. С какой гордостью пишет Некрасов о крестьянке в поэме «Мороз, Красный нос»: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,	
С походкой, со взглядом цариц... В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет— спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

В поэме «Русские женщины» поэт воспевает героизм жен декабристов, восхищаясь их нравственным подвигом:
Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны.

Для многих поколений русских женщин подвиг верности, выраженный декабристками, женщинами- аристократками, презревшими «грошевой уют», спокойное, привычное существование, сменившими его на неизвестность и лишения, был идеалом, примером. А поэма Некрасова, посвященная им, читается и перечитывается и в наше время.

Судьба простой русской женщины отражена в поэме «Кому на Руси жить хорошо» на примере крестьянки Матрёны Тимофеевны. Автор рисует ее такой: . Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Ее образ опивается с образом всего русского народа, отсюда и такое множество русских песен] в главе. Заметно, что! когда героиня испытывает наиболее сильные нервные переживания, она обращается к песенной народной поэзии.

Благодаря песням образ получился подлинно русский. Употребление песенных мотивов мы замечаем у Матрёны Тимофеевны, когда она вспоминает умерших родителей: Гоомко кликала я матушку, Отзывались ветры буйные, Откликались горы дальние, А родная не пришла! Эта необыкновенная женщина и горюет-то особенно, не напоказ, а скрытно: Я пошла на речку быструю, Избрала я место тихое У ракитова куста. Села я на серый камушек, Подперла рукой головушку, Зарыдала, сирота!

Речь Матрёны Тимофеевны богата меткими эпитетами. Образно она описывает внешность своего первого сына Демушки: 
Красота взята у солнышка, У снегу белизна,
У маку губы алые. Бровь черная у соболя, У сокола глаза!
В этом описании мы видим, как сильно любит крестьянка своего сына.


 
Но на плечи Матрёны Тимофеевны легла не только ответственность за судьбу семьи, воспитание детей, а также, вся тяжесть крестьянского труда. Такая рожь богатая В тот год у нас родилася.... Снопами нагружала я Телегу со стропилами... Пришлось Матрене оставить Демушку со стариком Савелием. А тут беда: Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку.'.. Никакой мерой нельзя измерить страдания Матрёны Тимофеевны. Горькие причитания душат ее, рвут на части материнское сердечко: Металась и кричала я: Злодеи! палачи! Падите, мои слезоньки, Не на землю, не на воду, Падите прямо на сердце Злодею моему! Суровый образ жизни оттачивал особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться только на свои силы: ... первая С постели Тимофеевна; Последняя— в постель; За всех, про всех работаю... Не испугалась Матрёна Тимофеевна отправиться в дальний путь к самой губернаторше, чтобы просить освобождения мужа от рекрутского набора. Когда увидела «губернаторшу», стала неистово умолять ее о помощи: Не знаю я, что делала (Да видно надоумила Владычица!) Как брошусь я Ей в ноги: «Заступись! Обманом не по-божески Кормильца и родителя У деточек берут!Она добилась своего, муж остался дома. Сила характера, упорство, вызванное жизненной необходимостью, видимо, так поразили односельчан, что ее с этих пор стали звать не иначе как «губернаторшей»: Что дальше? Домом правлю я, Ращу детей... На радость ли? Вам тоже надо знать. Пять сыновей! Крестьянские Порядки нескончаемы... Неподдельным лиризмом проникнута сцена возвращения домой с мужем. Сама природа праздновала вместе с ней ее нелегкую победу: Мы идем, идем — Остановимся, На леса, луга Полюбуемся, Полюбуемся Да послушаем, Как шумят-бегут Воды вешние, Как поет-звенит Жавороночек! Вспоминает Матрёна Тимофеевна и о девичьих годах, проведенных в доме своих родителей, и считает, что ей «счастье в девках выпало»: были хорошая, работящая семья, добрые отношения. После замужества начался ад: «работай как раба»: Как велено, так сделано: Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому. Все потрясения, пережитые в доме мужа, она переносила стойко, не жаловалась. Таким образом закалялся непростой женский характер: Я потуплену голову, Сердце гневное ношу. Образ Матрёны Тимофеевны воплощает в себе образы многих русских женщин, не согнувшихся физически и духовно. Способность в самых тяжелых жизненных обстоятельствах находить в себе силы жить дальше и сохранить семью — это Некрасов считал подвигом. Матрёна Тимофеевна в последней части главы предстает перед нами как умная, способная к обдумыванию и анализу прожитой жизни, своей и таких, как она. Обобщая свой жизненный опыт, она говорит о доли всех русских женщин: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки. Заброшены, потеряны У бога самого! Жизнь, многоликая и многотрудная, примеряет ее с собой, а женская мудрость приводит к гармонии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ женщины крестьянки в поэме Н Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Образ женщины крестьянки в поэме Н Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Образ женщины крестьянки в поэме Н Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо