А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пейзажные зарисовки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение

Пейзажные зарисовки народны по своему происхождению и служат ярким средством выражения реалистического стиля Некрасова. Поэт широко представил нам определенные географические места - пейзаж среднерусской полосы и верховьев Волги. Приметы определенного места в определенное время года воспроизводятся реалистично, выразительно. Поэт живописует топографию местности - холмистый ландшафт, песчаные места, болота и мхи, низменные берега Волги, густые хвойные чащобы, неудобные и неплодородные земли, суровую зиму, дождливую осень, холодную весну, жаркое лето. Поэт любовно изображает красоту родного края, с увлечением и гордостью рисует просторы лугов, необъятную ширь полей, густые рощи, леса, богатства и красоту полноводных рек. Ему милы и очень дороги эти картины. Здесь - источник здоровья, красоты, радости, счастья.

Крестьянский упорный труд победил капризы природы. В августе поля красуются созревшими хлебами. Поэт, описывая этот пейзаж, думает о крестьянах, об их труде («Не столько росы теплые, как пот с лица крестьянского увлажнили тебя»). Чтобы передать радостное настроение «народа богатыря», дружно и напряженно работающего в поле, Некрасов рисует картину утра после «пира», когда все дышит «прохладой, ароматами косимых всюду трав». В атом смысле картинам природы Некрасов придает и символический характер. Самая оптимистическая глава поэмы - «Доброе время - добрые песни» развертывается па фоне чудесного летнего утра.

Пейзаж используется для создания эмоционального тона. Грозовая ночь ярко передает душевную тревогу Корчагиной после гибели ее сына. Безнадежное положение Матрены Корчагиной, оставшейся без мужа, подчеркивается описанием «зимы бессменной» и «снежного савана», покрывающего луга и поля. Освобождение от рекрутчины и в этой связи радостное настроение Корчагиной рисуется на фоне пробуждающей весны, с ее веселым шумом вод, зеленеющими полями. В ряде случаев пейзаж выполняет психологическую функцию.

Пейзажные картины используются для развертывания сюжета произведения. Они или свидетельствуют о времени года, или о месте действия, или даже сами участвуют в развитии сюжета. Непроходимые дремучие леса с топкими болотами выступают вначале как природные условия жизни корежйнцев, в том числе и деда Савелия. Но вот изменился пейзаж местности. Прорублена дорога в город. Новый пейзаж знаменует собой резкий поворот в жизни мужиков помещика Шалашникова.

Изменение в духовном развитии Савелия под влиянием его любви и привязанности к внуку Демушке передается автором через новое восприятие природы: «Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цветиком». С другой стороны, самая мрачная картина - расправа Якова над жестоким помещиком - разворачивается в лесной трущобе Чертова оврага, где пугающие звуки, таинственные огни, зловещие крики воронов и туманная слепота ночи как бы призваны участвовать в мести разгневанного холопа. Символическое значение в раскрытии сюжета имеет судьба могучего дуба, под навесом которого живет разбойник Кудеяр. Природа используется художником для сатирического раскрытия тунеядцев. В главах «Помещик», «Пролог» к 3-й части поэмы, «Крестьянка» рисуются кар! тины усадебного запустения. По нетопленным горницам бродят голодные и оборванные дворовые, дорожки в саду загажены, на деревьях пропали фрукты, на кустах нет ягод, исчезли «гуси-лебеди» по аллеям «у девок каменных отшиблены носы».


 
Пейзажные образы широко используются Некрасовым для поэтических сравнений. Горе крестьянки-матери, потерявшей маленького Демушку, сопоставляется с судьбою птенцов, гибнущих в горящем соловьином гнезде или в ласточкином гнезде, свитом у воды и заливаемом весенним половодьем. Образ сеятеля, не жалеющего сил для обработки земли и потому надеющегося получить обильный урожай, используется для параллели с характеристикой пропагандистов революционных идей, которые будут иметь в награду за свой подвиг завидный урожай. Душа крестьянская для сеятеля правды - «целинная земля» («Такая почва добрая - душа народа русского»). Автор передает картины природы не только в зрительных восприятиях, но и в звуках, в запахах, в причудливых переливах красок. Широкие волжские просторы, безграничные дали дорог, богатства леса, красота нолей - все дышит жизнью. Любимая пора поэта - весна, особенно если она «дружная», т. е. благодарная для пахаря, для сеятеля. И рисует поэт ее всегда красками, способными выразить жизнь тружеников, радость народных желаний, оптимизм их надежд. В поэме отсутствует пейзаж осени и только один раз встречается пейзаж зимы. Задача картины зимы - подчеркнуть трагическое переживание Матрены Тимофеевны («На белом снежном саване ни талой нет талиночки - нет у солдатки-матери во всем миру дружка!»). Нам нет необходимости систематизировать и передавать эти наблюдения. Укажем на главные особенности поэтического языка поэмы. Язык поэмы - понятный русский язык во всем многообразии его словарного богатства. Впечатление простонародности, «областничества» языка, по словам И. Чуковского, создается исключительно ритм, пронацией, формами слов, а не древнеруссизмами. Поэт употребляет общерусские слова, устраняя даже в: тексте Народных произведений узкообластные слова. Некрасов Попользует все богатство речевых форм и интонаций устной и поэтической речи, выражающей духовное богатство русского крестьянина. Художник «не подчиняется фольклору, а овладевает им… Задача Некрасова… воздействовал на крестьянское сознание, будить и прояснять.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Пейзажные зарисовки в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Пейзажные зарисовки в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Пейзажные зарисовки в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо